Штрафа не избежать, даже если тронуться со светофора за секунду раньше зеленого
Не забывайте старой истины: спешить надо медленно. Но, увы, наш бешеный темп жизни вносит всегда свои коррективы. Мы постоянно куда-то торопимся, бежим, боимся чего-то не успеть.
Часто спешка неоправданна. Но как-то это незаметно входит в привычку. Как говорят психологии, вождение автомобиля и наше поведение на дороге – это отражение нашей души, наших амбиций и нашего образа жизни.
Логично, что спешка, подталкиваемая темпом жизни, отражается на нашем поведении за рулем.
Вот мы и пытаемся выиграть себе за рулем несколько секунд, быстрее проехав перекресток, очередь из машин и очередной красный сигнал светофора. К сожалению, часто спешка приводит к нарушениям Правил дорожного движения. Простой пример – наша нетерпеливость на светофорах.
Для некоторых из нас светофоры стали как своеобразной красной тряпкой для быка. Цель – как можно раньше стартануть, чтобы первым в потоке вырваться вперед. Кто-то считает, что, стартовав первым, можно попасть в зеленую светофорную зону.
К счастью, большинству подобные гонки со светофора безразличны.
Но вот владельцам камер и властям, тщательно контролирующим светофоры и стоп-линии, не безразличны все водители, которые трогаются со светофоров. Ведь автолюбители уже давно стали в России второй нефтью, что хорошо пополняет местные бюджеты и карманы предпринимателей, размещающих комплексы фотовидеофиксации. Причем под пристальное око часто попадают и обычные водители, которые никуда не торопятся и строго соблюдают ПДД.
Вот пример. В Москве и других городах недавно появились камеры, которые фиксируют правила проезда регулируемых светофорами перекрестков. Казалось бы, тронулся на красный, камера фиксирует нарушение – все, получите, распишитесь – штраф.
Заехал на светофоре за стоп-линию – штраф. Все справедливо. Но это еще не все, что могут подобные комплексы фотовидеофиксации.
Так, ряд камер не прочь выслать штраф даже в том случае, если вы тронулись с места за доли секунды до переключения светофора на зеленый сигнал. Обычно подобное нарушение выявляется заездом машины за стоп-линию до включения зеленого сигнала светофора. Причем неважно, что подобное нарушение совершено за 0,001 секунды до переключения светофора на разрешающий сигнал.
Кстати, некоторые водители считают, что, если тронулся практически одновременно с переключением с зеленого сигнала светофора, нарушения законодательства нет. Но на самом деле это заблуждение. И вот почему.
Итак, вот самый распространенный пример. Представьте, вы останавливаетесь на светофоре, который контролирует камера. Останавливаетесь, как и положено, перед стоп-линией.
Далее, как это часто бывает, вместе с красным сигналом загорается желтый сигнал светофора. В этот момент многие начинают движение, забывая о том, что согласно пункту 6.2 ПДД трогаться с места запрещено, поскольку красный и желтый сигнал светофора запрещает движение транспортного средства.
В этом случае водителя, раньше времени тронувшегося с места на светофоре, ждет административная ответственность в соответствии со статьей 12.12 КоАП РФ – штраф 1000 рублей. За повторное нарушение в течение года – штраф 5000 руб. или лишение прав (если нарушение зафиксировано автоматическим комплексом фотовидеофиксации, лишение не применяется).
Смотрите такжеВот как в России начали бороться с «зайцами» на платных трассах
Если перед светофором на асфальте нанесена стоп-линия, то также при старте с места на красный и желтый сигнал светофора водителя могут оштрафовать за нарушение стоп-линии, обозначенной дорожными знаками, – штраф 800 рублей.
Чаще всего за подобную спешку на светофорах, оборудованных камерами, водители и получают штраф за нарушение стоп-линии.
Так что советуем не торопиться на светофорах. Согласитесь, выигранные секунды не стоят 800 рублей, а также риска попасть в ДТП.
Желтый свет, но дороги нет: когда водителя оштрафуют за нарушение
На красный сигнал светофора проезжать нельзя совсем, а вот на желтый — иногда можно. Правда, ничто не помешает полиции оштрафовать вас за такой проезд — придется доказывать, что невозможно было остановиться без очень резкого торможения. Рассказываем о спорных ситуациях, в которые могут попасть слишком торопливые водители.
Раздел ПДД, посвященный сигналам светофора, запрещает проезд под желтый свет (п. 6.2 ПДД). Исключение составляет только ситуация, когда невозможно остановиться без экстренного торможения и помех другим машинам.
Например, водитель немного не рассчитал скорость и не успел проехать на мигающий зеленый — тогда он может завершить проезд перекрестка и на желтый. Но мы так делать не советуем: спешка на дороге не приводит ни к чему хорошему. И часто заканчивается ДТП, как это случилось с двумя москвичами в деле, которое рассмотрел городской суд.
Оба проехали на желтый и устроили ДТП (№ 7-1105/2022). Виновными тоже признали обоих.
Какой штраф предусмотрен за проезд на желтый?
Проезд на запрещающий сигнал светофора наказывается штрафом 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.12 КоАП. Повторное нарушение влечет штраф в размере 5000 руб. либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
Оспорить постановление удастся, если сможете доказать в суде, что проезд на желтый сигнал светофора был вынужденной мерой, подчеркивает юрист фирмы Ялилов и Партнеры Ялилов и Партнеры Региональный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Банкротство группа Недвижимость, земля, строительство группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) × Амир Хасанов.
Именно водитель, который оспаривает штраф, должен доказать, что у него не было возможности остановить машину без экстренного торможения.
Доказать это непросто. Например, в деле № 16-3904/2022, которое рассмотрел Шестой кассационный суд, судья изучил видеозапись нарушения и пришел к выводу: «. запрещающий сигнал светофора уже был включен, какое-либо транспортное средство следом за ним [нарушителем] не двигалось, в связи с чем не имелось объективных данных о невозможности остановиться, не прибегая к экстренному торможению».
Штрафуют ли за проезд на желтый по камерам?
Штраф за такое нарушение наиболее вероятен, если водителя останавливает сотрудник ГИБДД. Или если он будет ехать прямо за нарушителем в потоке, например, так произошло с водителем из Югры. Оспорить штраф он не смог (дело № 12-63/2022).
Дорожные камеры, настроенные на съемку проезда на запрещающий сигнал светофора, могут зафиксировать такое нарушение, рассказывает руководитель практики административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) × Любовь Шебанова. В то же время действующий ГОСТ на фотовидеокомплексы относит к запрещающим сигналам только красный свет, а значит, фактически выносить постановления на основе этих снимков нельзя, утверждает эксперт.
Однако анализ судебной практики показал: комплексы фотовидеофиксации «Стрелка Плюс», установленные и на дорогах Москвы, справляются с определением проезда под желтый сигнал светофора. Так, Никулинский районный суд Москвы в деле № 12-2241/2022 признал законным штраф на основании материалов с такой камеры (решение не обжаловалось).
А как с мигающим желтым?
С мигающим желтым все проще. Такой сигнал дает понять, что светофор по какой-то причине сейчас не работает и руководствоваться при проезде перекрестка нужно знаками «Главная дорога» и «Уступите дорогу». Штрафных санкций за проезд на мигающий желтый не предусмотрено, об этом же говорит и п.
6.2 ПДД.
Если желтый горит одновременно с красным, ехать нельзя. Такое сочетание сигналов светофора предупреждает водителей, что вскоре загорится разрешающий зеленый и только тогда можно будет ехать.
Кто будет виноват в случае ДТП?
Спорная ситуация: один водитель проезжает на желтый, а другой, у которого только-только загорелся зелёный, в него врезается. В таком случае нужно обратиться к правилам проезда перекрестков. П.
13.8 ПДД устанавливает: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток».
Таким образом, решающее значение будут иметь обстоятельства проезда на желтый. Можно обратиться к записям с камер наружного наблюдения, которые подтвердят, что у водителя была возможность остановиться перед перекрестком, но он поторопился и решил проехать.
Например, видеозапись с перекрестка помогла одному из участников ДТП в Челябинске доказать, что он не имел возможности остановить свою BMW, и взыскать с водителя второй машины убытки. Заключения экспертов и видеозапись подтвердили, что водитель на BMW выехал на перекресток на разрешающий сигнал светофора и уже был там, когда загорелся желтый. А значит, его должны были пропустить.
Решение подтвердил Седьмой КСОЮ (дело № 8Г-13143/2022).
А в деле № 7-597/2022 Суда Ханты-Мансийского округа водителю удалось избежать административки и лишения прав даже после столкновения с патрульной машиной, которая выехала на перекресток с включенной мигалкой. «Из видеофиксации не видно, на какой сигнал светофора автомобиль Mazda пересекает стоп-линию перекрестка», — указал суд и согласился, что нарушение не доказано.
Если же таких видеозаписей не будет, полицейские могут признать обоюдную вину водителей в аварии. Так произошло, например, в деле № 12-415/2022, рассмотренном в одном из райсудов Краснодарского края. Водитель не смог доказать, что в ДТП был виновен другой участник аварии.
Они оба выехали на желтый. Решение не обжаловалось.
В таких спорах суды принимают во внимание и экспертизу, которая поможет доказать, что возможности остановиться на желтый у водителя не было. Например, на такой документ сослался Восьмой кассационный суд в гражданском деле № 8Г-12111/2022. С учетом экспертизы вину истца определили как 70%, а ответчика — 30%.
- Максим Вараксин