ЗК РФ Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

ЗК РФ Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

(введена Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», или в пределах территории планируемого создания особой экономической зоны, указанной в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до 01.04.2015 не распространяется 3-летний срок, установленный п. 3 ст. 70.1. (ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ).

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» или находящихся в государственной или муниципальной собственности и в пределах территории планируемого создания особой экономической зоны, указанной в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Новости по теме:   Оформление ухода за инвалидом 1 группы: перечень документов и возможные сложности

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

к содержанию ↑

Смотреть что такое «Резервирование земель» в других словарях:

  • Резервирование земель (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд — 1) создание резерва земель для их дальнейшего использования в установленных законом целях; 2) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) создание резерва земель в целях: создания условий для строительства и реконструкции объектов… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
  • Резервирование земельных участков для государственных нужд г. Москвы — 1) (для целей Закона г. Москвы О землепользовании и застройке в городе Москве ) создание резерва городских земель в целях сохранения и развития земель общего пользования, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
  • Земли водного фонда — 1) одна из категорий земель РФ; 2) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах; на землях, покрытых поверхностными… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
  • Администрация города Костромы — Администрация муниципального образования городского округа город Кострома (Администрация города Костромы) … Википедия
  • Элементы — 34. Элементы оборудование, приборы, трубопроводы, кабели, строительные конструкции и другие изделия, обеспечивающие реализацию заданных функций самостоятельно или в составе систем и рассматриваемые в проекте в качестве структурных единиц при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Элементы функционально-планировочной структуры территории города Москвы — 17. Элементы функционально планировочной структуры территории города Москвы: 1) функциональные зоны зоны, для которых title= О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы) города Москвы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Постановление 77-ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009-2011 гг. — Терминология Постановление 77 ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009 2011 гг.: 19. Виды документации по планировке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.… … Большой юридический словарь
  • Право на частную собственность — Право на частную собственность одно из основных прав человека. Всеобщая декларация прав человека (статья 17) предусматривает, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими и никто не должен быть … Википедия
  • Гражданские партнёрства в Германии — Легализация однополых союзов в Европе … Википедия
к содержанию ↑

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

Новости по теме:   Определение долей на общее имущество в многоквартирном доме в Москве
  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Малов Дмитрий ВладимировичЮрист по земельным вопросам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация — Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

29 июля 2016

  • Государственный кадастровый учет земельных участков
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Землеустройство
  • Государственный мониторинг земель
  • Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам
  • Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд
к содержанию ↑

Порядок принятия решения о резервировании земельного участка

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается государственным органом, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование (например, Росавтодор или Росавиация) (абз. 1 п. 2 Положения N 561; п.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

п. 1, 5.3.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374; п.

1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1131).

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (п. 2 ст. 70.1 ЗК РФ; абз.

2 п. 2 Положения N 561).

Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории; документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; а также утвержденных государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (п. 3 Положения N 561).

Решение должно содержать (п. 5 Положения N 561):

  1. цели и сроки резервирования земель;
  2. реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование;
  3. ограничения прав на зарезервированные земельные участки, необходимые для достижения целей резервирования земель;
  4. сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (п. 6 Положения N 561).

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования в официальных средствах массовой информации (п. 7 Положения N 561):

  • субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки (если решение принято органами государственной власти);
  • органов местного самоуправления по месту нахождения земельных участков (если решение принято органами местного самоуправления).

Земельные участки, предоставленные гражданам, могут быть зарезервированы на срок не более чем три года (п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ).

к содержанию ↑

Резервирование земельных участков

Резервирование земель — процедура, о которой мало что известно обывателю. Попробуем пролить свет на эту тему.

Основания для резервирования

Говоря о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, стоит вооружиться хорошим знанием Земельного Кодекса — в частности, советуем изучить статью 70.1 для общего ознакомления и статью 49 для более детализированной информации. В целом же основанием для резервирования земель может стать несколько вещей:

  1. Это поможет государству в исполнении договоренностей с иностранными партнерами.
  2. У страны или муниципалитета есть потребность, реализовать которую можно только при помощи этого конкретного участка.
  3. Запланированы работы по строительству новых или совершенствованию старых единиц энергосистемы, АЭС, автотрассы и так далее. И работы будут вести либо рядом, либо на наделе.
  4. Резервированием земель можно добиться решения каких-нибудь вопросов, имеющих федеральный или муниципальный масштаб.
Новости по теме:   Торги муниципальной земли: лучшие предложения, условия и возможности

А иногда резервирование земель случается и не только с участками в частном владении. Под ту же процедуру могут попасть и государственные территории. Например, если на них в обозримой перспективе рассчитывают что-то построить — дорогу, важные коммуникации, оборонные объекты и так далее.

А еще в случаях, когда надел получает статус природной территории с особой охраной, или на нем строят объекты водного хозяйства.

Кроме того, основанием для резервирования земель из административной “копилочки” станет появление на них инфраструктурных единиц для экономической зоны с особым статусом. А еще аргументом в пользу резервирования земель может быть использование недр, которые под ними находятся.

к содержанию ↑

Права землевладельцев при резервировании земель

Ответ на вопрос о правах собственников участков, которые зарезервировали, как правило, очень не нравится самим владельцам. Дело в том, что с одной стороны, запретов не так уж и много, но с другой — запрещаются едва ли не самые основные действия. Так, при резервировании земель их хозяевам нельзя строить ни жилые, ни бытовые объекты даже в согласии с ВРИ и категорией.

А еще не позволяется заниматься осушением или орошением, организовывать пурдики и тому подобное. И действовать стоп-лист будет до тех пор, пока длится резервирование земель.

Кроме всего прочего, если на надел действует резерв — его нельзя приватизировать. Допустим, вы несколько лет живете за городом. Но земля, на которой вы проживаете, в собственности не у вас, а у местной администрации.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

И вроде бы по срокам смело можно землю приватизировать, но вы этого не делаете — все руки не дойдут. То внимания требует огород, то приболели, то в отпуск уехали. А тут сверху возьми да и зарезервируй земельку.

И все, никакой приватизации — по крайней мере, до тех пор, пока не выйдет срок резервирования.

Важный момент: земля в этот момент может быть в аренде. А еще на нее может быть оформлен сервитут. Так вот срок и того, и другого, не может быть выше, чем срок резервирования.

А как меняется от резервирования рыночная стоимость земельного участка — спросите на частной консультации у эксперта.

А вот эта практика довольно популярна. Довольно часто государство и муниципалитет резервируют те территории, которые потом ждет реквизиция земельного участка для достижения целей Отечества. Впрочем, тот факт, что практика частая, не говорит о том, что так обязательно случается с каждым попавшим в аналогичную ситуацию ЗУ.

К тому же, вы всегда можете подготовить судебный иск и оспорить попытку резервирования. Для этого мы советуем нанимать опытного юриста. Компетентный законник поделится хитростями для правильного составления заявления и поможет разобраться в ситуации.

Например, трезво оценит ситуацию и объяснит, насколько велики или крошечны шансы на успех вашей затеи.

Следующая
Жилищное правоТрудоустройство в МВД: условия, требования и возможности для женщин

Добавить комментарий