Инструкция: составляем опись имущества к договору аренды квартиры
При сдаче в наем жилого помещения составляют опись имущества к договору аренды квартиры, заверяя его подписями сторон. Рассказываем, зачем нужен этот документ и как его составить, чтобы избежать претензий от собственника жилья.
Что такое опись имущества и зачем она нужна
Аренда жилья предполагает наличие в помещении вещей собственника:
- мебель;
- бытовая техника;
- посуда;
- сантехника;
- декор и пр.
Заселяя жильцов, собственник рассчитывает на сохранность имеющихся в помещении вещей. Для этого составляют акт передачи имущества к договору найма квартиры, указывая в нем перечень вещей и их состояние.
Для наймодателя наличие акта позволит предъявить нанимателю претензию в случае повреждения или утраты материальных ценностей.
Нанимателю составленная опись имущества к договору найма позволит исключить необоснованные претензии в свой адрес.
Закон не требует обязательного составления акта. Перечень и состояние материальных ценностей допустимо указать в тексте соглашения. Так делают не многие, поскольку такой пункт сделает документ объемным и сложным для восприятия.
к содержанию ↑Учим матчасть: как составить договор аренды квартиры правильно
Как правильно составить документ
Единый бланк-приложение описи имущества к договору аренды квартиры законом не утвержден, его составляют в свободной форме.
В акте указывают:
- Номер и дату договора аренды. Эти реквизиты размещают в правом верхнем углу.
- Ниже указывают, что документ является приложением. Пишут номер приложения.
- Далее посередине указывают наименование документа.
- Ниже указывают город и дату составления.
- Текст начинают с такой же преамбулы: Ф.И.О. и наименования сторон. Допустимо указать паспортные данные.
- Далее перечисляют материальные ценности, которые находятся в жилом помещении, с указанием их состояния. Перечисляют имеющиеся дефекты: трещины, сколы, загрязнения и пр. Рекомендуем проверить работоспособность бытовой техники и сантехники. Обнаруженные дефекты впишите в акт.
- Заверьте документ подписями сторон.
Документ составляют в двух экземплярах, по одному — для каждой из сторон. Допустимо осмотреть помещение, составить акт, а затем напечатать документ на компьютере и подписать. Другой вариант — заготовка шаблона, чтобы материальные ценности вписать вручную при осмотре.
Подписанное приложение к договору найма жилого помещения хранят вместе с документами по аренде. Если происходят какие-либо изменения в составе имущества, рекомендуем отразить их в акте.
Пример описи имущества
Вот шаблон и пример указания характеристик материальных ценностей в квартире:
к ____________________ № ______________ от ___________________________
«____» ______________ 2025 г.
Гражданин ___________________________ (Ф.И.О.), именуемый в дальнейшем «Наймодатель», с одной стороны, и гражданин __________________________ (Ф.И.О.), именуемый в дальнейшем «Наниматель», с другой стороны, составили настоящую опись о нижеследующем:
Наймодатель передает, а Наниматель принимает во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: _____________________________.
Перечень и характеристика материальных ценностей:
к содержанию ↑С какой целью составляют акт описи или опись
Офисы и другие нежилые помещения часто сдают с мебелью или техникой. Они представляют собой имущество арендодателя. Акт описи выполняет следующие функции:
- Фиксирует перечень предметов имущества, которые арендодатель передает арендатору вместе с помещением.
- Обязывает арендатора содержать имущество в хорошем состоянии, избегать поломок и неисправностей.
- Обязывает арендатора возместить утрату или неисправности имущества.
Таким образом, для арендодателя это важная бумага, которая гарантирует сохранность имущества. Арендатору же она дает право пользоваться предоставленным имуществом. В целом документ позволяет избежать ненужных споров между сторонами сделки.
к содержанию ↑Особенности составления акта
Опись составляется совместно арендодателем и арендатором либо присутствуют их представители. Все предметы тщательно осматривают перед подписанием акта. При наличии каких-либо мелких повреждений нужно указать это в описи, в противном случае предмет будет считаться переданным в идеальном состоянии.
Предметам в описи нужно дать точные характеристики. Если это электроприборы или бытовая техника, то нужно указать марку, модель, год выпуска и т.д. Для предметов мебели отмечают их точное наименование, цвет, комплектацию.
Не запрещается прикладывать фото всех предметов, которые будут переданы с помещением арендатору.
К сведению! Решение, какие предметы попадут в опись, а какие — нет, принимает собственник помещения. Он может выбрать только особо ценное имущество.
Подписать документ должны обе стороны сделки. Составляют его обычно в двух экземплярах: для арендатора и арендодателя.
Следующая