6. Сигналы светофора и регулировщика — текст правил дорожного движения
Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:
- на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
- в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.
Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:
Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:
Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:
У приведенных выше светофоров есть сходство — на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.
В каком случае нужно уступать дорогу при повороте на стрелку?
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Таким образом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, нужно только при одновременном выполнении двух условий:
- Зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора.
- В основной секции светофора включен желтый или красный сигнал.
Во всех остальных случаях транспортные средства, движущиеся с других направлений, приоритета не имеют.
Примечание. Кроме того, не нужно забывать про пункт 13.4 правил дорожного движения, относящийся только к повороту налево и развороту. При повороте налево и развороте следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
к содержанию ↑Стрелки на светофоре. Пункты ПДД, о которые можно «мозг сломать»
… или, в противном случае, услышать крещендо, перерастающее в фортиссимо, в виде звуковых сигналов и идеоматических выражений со стороны пристраивающихся сзади водителей. Правила знают все, но готовы часами спорить в форумах и соцсетях об их интерпретации на конкретном примере. Давайте рассмотрим самый распространенный случай.
Перерыв на рекламу
Вы подъезжаете к светофору (см. рисунок ниже), который состоит из трех основных секций, расположенных одна под другой, и одной дополнительной, расположенной справа. Вы собираетесь поворачивать направо, занимаете крайний правый ряд и останавливаетесь в ожидании разрешающего сигнала.
На светофоре в настоящий момент горит красный, дополнительная стрелка с контуром стрелки, обозначающей поворот направо, выключена (не горит). Все верно?
Читаем пункт 6.3 ПДД, который дает однозначный ответ на этот счет:
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком…
Да, все верно. Загорается желтый основной сигнал, за ним зеленый основной, при этом а) никаких дополнительных стрелок на основном зеленом (круглом) сигнале нет и б) дополнительная стрелка, обозначающая поворот направо, остается выключенной. Ваши действия!
Вспоминаем, что по этому поводу говорят ПДД:
6.3. (продолжение) …Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Ответ однозначен: стоите и ждете, когда загорится зеленая стрелка, разрешающая поворот направо. И тут же получаете «фак» от водителя авто, который как и вы хочет повернуть. Он, наверное, не знает Правил дорожного движения…
Нет, он просто не ограничивался прочтением пункта 6.3 ПДД и прочитал следующий (п. 6.4 ПДД), в котором говорится:
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Никаких дополнительных контурных стрелок на основном светофоре нет, а значит поворачивать можно беспрепятственно. Тем более, стрелка на дополнительной секции (а ее видно не всегда) может указывать совсем другое направление.
И что делать? Передача «Главная дорога» на канале НТВ дает однозначный ответ на этот вопрос: «Ехать можно». Старший инспектор ГИБДД на видео без тени смущения заявляет: в этом случае надо руководствоваться пунктом 6.4 ПДД. Суть его в следующем: если на основном сигнале светофора никаких контурных стрелок нет, значит водитель может повернуть на основной зеленый туда, куда ему заблагорассудится.
Смотрим и запоминаем.
А как же пункт 6.3 и его положение о «выключенной дополнительной секции»? Вы что же, не верите словам старшего автоинспектора?
Итак, если на основном разрешающем сигнале светофора не указано, куда конкретно он разрешает поворачивать, поворачивать можно куда угодно, включая разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком (см. п. 6.3 ПДД).
Вопрос закрыт? Не совсем. Подкинем интриги и опубликуем еще одно видео все из той же передачи на канале НТВ. Точно такая же ситуация и такой же светофор с дополнительными секциями, только водитель поворачивает налево. Смотрим:
На этом видео тот же старший инспектор, ссылаясь на пункт 6.3. ПДД, утверждает, что водителю «кровь из носа» надо было дождаться разрешающего сигнала на дополнительной секции. Если он этого не сделал, пусть готовится заплатить штраф в соответствии со статьей 12.12 КоАП РФ.
Некоторые водители, участвующие в подобного рода спорах на форумах и соцсетях, утверждают, что проблемы вовсе не существует, так как таких светофоров, неоднозначно трактующих ПДД, в природе нет. Другие клянутся, что сами каждый день ездят мимо таких, и приводят конкретные адреса…
Мы, со своей стороны, можем предположить, что «неправильные» светофоры существуют и виноваты в том, что такие ситуации возникают, те, кто их устанавливает. Послушайте, не случайно же «гаишник» из «Главной дороги» в обоих случаях настоятельно просит автолюбителей обращаться в ГИБДД по поводу установки дополнительных стрелок там, где они должны быть.
1.Никаких неопределенностей в ПДД нет; есть конкретные фамилии, звания и должности, которые устанавливают на перекрестках «неправильные» светофоры.
2.Если вы оказались перед таким светофором, предпочтительным будет следование требованию основного сигнала светофора. Если горит основной зеленый и он не дает дополнительных пояснений (с помощью контурных стрелок) по поводу того, в какую сторону он разрешает движение, поворачивайте направо беспрепятственно (только пропустите пешеходов, переходящих дорогу). Если вас остановит инспектор, покажите ему эту статью.
И пусть он сам ломает голову над головоломкой, которую предлагает ему решить светофор над головой.
к содержанию ↑Что за непонятные секции появились у светофоров?
С давних пор мы привыкли видеть у светофоров только три секции. Зеленый цвет, желтый и красный годятся на все случаи и с успехом регулируют движение вот уже 100 лет. Между тем в последнее время к привычным цветам добавляются разнообразные картинки, мультимедийные экраны и стрелки, меняющие направления.
Как это понимать?
Читайте также
Многие водители стали замечать, что на асфальте перед перекрестками появились странные полосы. Нововведение породило массу слухов. Авто Mail.ru рассказывает, зачем они на самом деле нужны
Секции с красными окантовками
На современных светофорах можно встретить боковые секции, которые разрешают движение направо или налево. Часто они ломались и были плохо различимы на солнце. Водители, наблюдавшие за светофором, не знали, сколько им ждать появления зеленой стрелки.
Чтобы показать, что секция работает и требуется лишь время для загорания разрешающего сигнала, в боковые секции стали вставлять красную светодиодную окантовку. Если она горит, то тогда водителям сразу видно, что поворачивать нельзя.
Фото: Агентство «Москва»
к содержанию ↑Умные светофоры с сенсорами
Читайте также
Какие обязанности и какие трудности были у послевоенного автоинспектора, «АиФ-Воронеж» рассказал 97-летний ветеран ГАИ
Светофоры продолжают развиваться. На выставке «Иннопром» в 2019 году «Ростех» представил светофор Visual Intelligent Control (VIC), разработанный российскими специалистами. Он изготавливается на модульной конструкции, позволяющей комбинировать его с информационными дорожными конструкциями.
Плазменные экраны не только демонстрируют цвета, но и способны показывать различные символы, такие, как шагающие пешеходы или даже знаки ограничения скорости.
В светофорах есть видеокамера с возможностью анализа отснятой информации, метеостанция, экологический датчик параметров окружающей среды, точка доступа Wi-Fi, а также система оценки обледенения дорожного покрытия. Такие устройства мы увидим на дорогах страны уже в этом десятилетии.
P . S . Если вам надо покупать полис ОСАГО, то совсем не обязательно ехать в страховую компанию, стоять в очереди и общаться с менеджерами.
Опыт показывает, что проще (и даже дешевле!) купить электронный полис. К тому же, сейчас есть специальные сервисы, которые позволяют сравнивать цены у всех крупных страховщиков и искать самый дешевый вариант. Иногда можно сэкономить тысячу рублей! Или даже полторы.
к содержанию ↑Дополнительная секция есть, но чего-то не хватает
Ну как, не припоминаете? Про контурные стрелки сказано в пункте 41 Правил дорожного движения.
Правила дорожного движения (п. 41):
если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные, чем сигнал дополнительной секции, разрешенные направления движения.
— У нас уже довольно давно стали устанавливать светофоры, где дополнительная секция есть, а контурных стрелок на основном сигнале нет. Возникает вопрос: как водителю понять, что у светофора есть допсекция? Днем все просто: подъехал — увидел. А ночью? Подъезжаешь к светофору, видишь основной сигнал, он тебя слепит.
Сам светофор ты не видишь, догадаться, что есть дополнительная секция, не можешь. Загорелся разрешающий сигнал — можно ехать во всех направлениях, верно? — преподаватель хочет подловить на ошибке, но мы ведь понимаем, что вопрос с подвохом.
Действительно, от того, есть ли на светофоре дополнительная секция, напрямую зависят действия водителя. Мы хорошо знаем обустройство перекрестков на тех маршрутах, по которым ездим день ото дня. Но в любой момент привычные нам вещи могут измениться.
К тому же организация дорожного движения вообще и указания светофора в частности — это то, что должно быть понятно всем водителям вне зависимости от того, в какое время суток они едут и знакомы ли с маршрутом.
Но и водитель должен хорошо знать правила. Еще один вопрос для проверки: можно ли ехать на основной зеленый сигнал, если контурных стрелок на нем нет, а дополнительная секция не горит?
Ответ содержится в п. 40 ПДД — ехать нельзя. Но для этого нужно, во-первых, закрыть глаза на то, есть контурная стрелка на основном сигнале или нет, а во-вторых, в принципе увидеть, что у светофора имеется дополнительная секция, то есть мы возвращаемся к изначальной проблеме.
светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала (п. 38);
круглый зеленый сигнал разрешает движение (п. 39.1);
сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета. Движение осуществляется при включении разрешающего сигнала светофора только по направлениям, указываемым стрелками. Вместо красных, желтых и зеленых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные, желтые и зеленые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками, при этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией (п. 40).
Следующая