Кто такой есть Руководитель, чем он отличается от исполнителя и чем схож с Завхозом
У некоторых эта вера проходит после 2-3-го аврала, когда сам сидишь до 9 вечера, а сотрудники уходят с работы в 18:00. У более толстокожих — после появления глазного тика или (чур вас, чур!) язвы желудка. Вы самый опытный, но для решения задач малопродуктивно размазывать себя тонким слоем по тарелке в попытке решить/успеть/проверить все.
Успех — в концентрации и в использовании времени других людей, как ресурса.
Вера в то, что сотрудники умеют читать мысли
Многие руководители предпочитают копить мысли (как правило, не «душевные») про качество работы и отношение к ней со стороны сотрудников в глубине своей ранимой души. Копят себе и копят. Сотрудник, видя со своей стороны ровное, хоть и несколько раздраженное отношение считает, что у руководителя… Да мало ли что может быть у руководителя! Раз прямых претензий нет, значит все нормально, ну а трудное выражение лица — личное дело шефа.
Поэтому внезапный эмоциональный взрыв («накопилось!») является для напортачившего подчиненного полной неожиданностью. К тому же он «получает по полной», поскольку выступает громоотводом.
Мораль: присмотритесь — если у подчиненных на макушке не торчат зеленые антенны, значит они не научились еще читать мысли. Выражайте свое недовольство (и «довольство») прямо и недвусмысленно к месту, а не потом.
Знает столько же, сколько я про поставленные задачи и вообще
Следствие: можно сказать ему «займись этим вопросом и доложишь мне о результатах» и все будет в лучшем виде. Ах, если бы, ах, если бы — не жизнь была, а песня бы (мультфильм «Летучий Корабль» помните? :)).
Пример в тему: образованные европейцы боятся садиться за руль в России не потому что у нас дороги плохие, а потому что на них отсутствует разметка в принципе.
Вера в то, что действует объяснение с первого раза
Между непониманием и пониманием, возможно, и есть разница в одно объяснение. А вот между объяснением, делать как надо, и привычкой, делать как надо, существует несколько десятков (30-40) повторов, желательно на своей шкуре. Человек — существо научаемое, но научаемое медленно.
Кто не верит — проверьте. Знаете, какая максимально разрешенная скорость на дорогах наших городов? Сколько раз вы платили штраф за превышение? С какой крейсерской скоростью вы продолжаете двигаться по улицам на машине после повышения штрафов?
к содержанию ↑Вера в то, что «они» должны работать так же интенсивно как я, и также радеть за дело, как я
Сотрудники работают в данной компании по своим причинам, а не по вашим. Великолепно, если мотивы работы и работоспособность у вас и у подчиненных совпадают. Но чаще это не так.
«Обида» за это ухудшает ваш контакт с людьми и, соответственно, их отдачу. Помните простое правило: не старайтесь развивать в сотрудниках нужные вам качества (особенно, если их у них нет), старайтесь развивать сильные стороны подчиненного и эксплуатировать их по полной программе. Остальные — пусть будут на уровне приемлемости.
Автору пришлось пройти через смену трёх команд в компании, прежде чем эта простая мысль проросла у него в голове.
к содержанию ↑Что подчиненным видно столько же, сколько и мне (величина горки)
Проведите эксперимент: посмотрите как далеко вам видно вдаль с первого этажа дома и с последнего (например, девятого). Есть разница?
Когда руководитель начинает отдавать распоряжения, ставить задачи, принимая за само собой разумеющееся то, что подчиненный представляет находящимся за тремя рядами гаражей и железнодорожной насыпью, он почти всегда обрекает себя на недочеты, уточнения и срыв сроков, ведь исполнитель знает о существовании первого ряда гаражей и только их принимаем в расчет.
к содержанию ↑Вера в то, что эти же самые сотрудники будут работать вечно
Совершенно иррациональное чувство, как правило, проходящее после первого массового одновременного (2-4 человека) увольнения тех, кого выпестовал, взрастил, вскормил из ложечки, а они.
Руководитель, переболевший этими стереотипами и верованиями может достаточно успешно исполнять свою основную работу — эффективно руководить подчиненными.
к содержанию ↑Кто такой Прораб? И что он делает? на сайте Nedvio
Руководитель проекта — это роль, которую широко понимают в большинстве отраслей промышленности — и строительство в этом плане ничем не отличается от других. На стройке это человек, который контролирует и координирует всех остальных. Их еще называют прорабами.
Они не обязательно являются суперспецами или лучшими архитекторами / строителями, но можно точно сказать, что их роль заключается в координации и управлении отобранной и обученной командой людей с целью осуществления проекта. Прорабы позволяют владельцам практически полностью почувствовать себя свободными от хлопот, связанных со строительством дома.
к содержанию ↑Что входит в обязанности прораба?
Профессиональный руководитель бригады может играть дополнительную роль в проекте, например, он может выступать в роли архитектора или эксперта по подбору кадров, найму спецтехники.
Также в обязанности прораба входит:
- Управление ежедневной работой на строительной площадке;
- Привлечение проектного и технического опыта к проекту;
- Контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на стройке;
- Работа со всеми договорами и сметами;
- Управление закупками, сделками и взаимоотношениями с подрядчиками;
- Контроль за соблюдением законодательства;
- Имеет наработанные связи, что позволяет заказчику иметь скидки на материалах и услугах;
- Контроль за сохранностью и правильным хранением, расходом стройматериалов, а также их правильной установкой;
- Обеспечение соответствия строящемуся дому всем спецификациям проекта;
- Он может улучшить темп стройки, усилить давление на подрядчиков, где это необходимо.
Читайте также: Контроль за строительством дома. За чем нужно следить и что контролировать?
к содержанию ↑Как нанять хорошего прораба?
Найти хорошего проектного менеджера сродни поиску золота, но оно того стоит. Вы можете воспользоваться следующими рекомендациями:
- Начните с профессиональных ассоциаций, СРО в частном домостроении. Такие организации проводят аккредитацию и аттестацию для профессиональных менеджеров проектов, попасть туда довольно сложно, что является гарантией профессионализма. Можно зайти на их веб-сайты, посетить офисы и выбрать наиболее подходящую фирму;
- Изучите максимум информации о прорабе: его стаж, выполненные работы, портфолио, индивидуальную экспертизу. Делать это нужно лично, при встрече: сегодня мы, как правило, многое ищем в Интернете, и забываем о том, что общение лицом к лицу является наилучшим способом установления доверия и уверенности в собеседнике. Если у вас возникли сомнения после встречи, лучше поискать другого прораба;
- Личные рекомендации всегда являются хорошим источником, но помните, что каждый проект индивидуален, есть тонкости и в процессе строительстве, и множество обстоятельств, которые влияют на ход выполнения проектов и вовлеченных в них людей. В этом случае, важно не полагаться целиком на чье-то мнение, но и использовать «свою голову», спрашивать факты и анализировать.
Читайте также: Строительный контроль и технадзор. Что это такое? И какие задачи они выполняют?
к содержанию ↑Сколько нужно платить прорабу?
Все расходы оцениваются, обычно, в процентах от оценочной стоимости проекта — это дает прорабу представление о том, на какой уровень вознаграждения они могут рассчитывать.
Перед назначением прораба, лучше все оформить документально — подписанием контракта с заранее оговоренной ценой его услуг. В противном случае, вы рискуете серьезно переплатить, если что-то пойдет не так, затянутся сроки или вырастут расходы на стройку и материалы.
И помните, что главная задача прораба — сэкономить вам деньги и избавить от лишних хлопот, связанных со строительством дома. Вы нанимаете этого человека для того, чтобы стройка шла гладко, а объект был построен качественно и в строгом соответствии проекту. Хороший прораб стоит недешево, но его работа компенсирует большинство потенциальных рисков и издержек, которые могут возникнуть в будущем.
к содержанию ↑Роль специалиста и руководителя
Иногда сотрудники считают, что их руководители ничего не делают. Когда работа руководителя оценивается как “ничего не делаешь, а оно само работается”, это говорит о том, что человек не понимает, в чем заключается роль руководителя.
Часто говорят, что результаты зависят от упорного труда, но трудолюбие и упорство имеют значение при условии, что человек выбрал правильную роль. Успех зависит от того, проявляете ли вы трудолюбие и упорство в вашей правильно выбранной роли.
Далеко не всегда хороший специалист может стать таким же эффективным руководителем. Роль руководителя и подчиненного — это разные роли. Если становясь руководителем, человек не меняет роль специалиста на роль руководителя — успеха не будет.
к содержанию ↑Разница между специалистом и руководителем
Роли отличаются поведением, внешними атрибутами (одежда, офис), точкой зрения, которая зависит от цели. Например, когда продавец разговаривает с клиентом, он видит возможность продать, а значит, готовит презентацию и убеждает человека совершить покупку. Когда начальник отдела продаж видит клиента, он решает, какому продавцу его отдать, кто справится с задачей лучше и почему, а также думает, как обучить и натренировать этого менеджера.
Продавец в данном случае — инструмент в руках руководителя.
Когда в отделе продаж не выполняется план, продавец думает о том, как быстрее и больше продать и где взять контакты. Начальник отдела продаж думает, как помочь команде, как ее вдохновить. Проблема — одна, но точки зрения и инструменты — разные.
Иногда точка зрения эксперта мешает руководителю выполнять свои функции. У него возникает искушение “кинуться в бой” и продавать. Но это не основная работа начальника отдела продаж.
Когда он начинает выполнять роль продавца, то перестает быть руководителем и не видит общей картины. А задача руководителя — смотреть, куда движется его отдел и выстраивать курс.
Когда специалист становится начальником, то он начинает смотреть на ситуацию по-другому. Ему нужно поддерживать контроль, руководить. Для сотрудника зарплата — вознаграждение за труд.
А для руководителя зарплата становится инструментом управления. Он решает кому и какие бонусы давать, чтобы получить результат, что поощрять, а что нет. Каждая роль имеет свои инструменты.
Руководитель и подчиненный по-разному подходят к решению проблем. Например, в компанию обращается недовольный клиент. Продавец старается уладить конфликт, показать преимущества продукта, предоставить скидку.
Начальник видит недовольного клиента и решает, нужно ли улаживать конфликт, думает откуда появился этот недовольный клиент, ищет причины в работе отдела.
Становясь руководителем человек должен иметь новую точку зрения на все вопросы. Роль невозможно навязать, человек сам должен захотеть работать в этой роли. Не всегда сознательное изменение роли нравится окружению.
Иногда людям комфортнее иметь дело с предыдущей ролью, например, с ролью коллеги и рядового сотрудника. Поэтому становясь начальником, важно, чтобы сотрудник осознанно менял роль, менял поведение, менял свои инструменты.
Главное отличие точки зрения сотрудника от точки зрения руководителя заключается в том, что сотрудник думает, как ему это сделать наилучшим образом, а руководитель думает — кто это сделает. И это совершенно другая точка зрения.
к содержанию ↑От чего зависит эффективность руководителя?
Руководитель отдает распоряжение, повторяет его, добивается того, чтобы оно было выполнено, следит за планом день за днем. Его главный инструмент — его подчиненные. Самый главный капитал руководителя — желание работать у подчиненных.
Руководителю важно сохранять баланс между строгостью и поддержанием творческого процесса и желанием работать. Производительность труда подчиненных зависит от их желания работать и заинтересованности в работе. Если человек не увлечен своей работой, это снижает эффективность труда.
Люди, которые не увлечены своей работой, тратят деньги и ресурсы компании зря и ослабляют бизнес. Желание людей работать в большей степени зависит от работы руководителя. Сегодня побеждает не капитал, а команда руководителей.
Есть врожденные качества, которые способствуют тому, чтобы быть хорошим руководителем. Например, настроенность на людей, желание и интерес с ними работать. В работе руководителя 80% составляют приобретенные навыки.
Руководителями не рождаются, а становятся. Для этого нужно изучить определенные подходы и инструменты. Умения, навыки и инструменты, которые использует руководитель, определяют его успех.
Личный результат работы руководителя — это результат команды (отдела). Руководитель отдела продаж мотивирует выполнять план, делать презентации, следит, чтобы сотрудники не ленились, чтобы дисциплина не страдала. Если отдел продаж выполнил план, то это руководитель его выполнил, а если провалил, то это он его провалил.
к содержанию ↑Как выращивать руководителей?
Более эффективно выращивать руководителей внутри компании, чем нанимать со стороны. Довольно часто руководители, обладающие большим стажем, не владеют инструментами, не знают, как проводить совещания, как планировать, как добиваться, требовать, вдохновлять, наказывать и считать результаты.
Нет таких руководителей, которых можно нанять и они будут работать. Их нужно обучить инструментам управления, рассказать, как работает компания.
Мотивированные руководители получаются из сотрудников, которые хотят работать, проявляют себя как профессионалы в компании. Это могут быть специалисты, консультанты, помощники, продавцы и любые другие сотрудники, которые хорошо знают свою работу. Заботьтесь о людях, которые проявляют себя как хорошие специалисты.
Чтобы проверить, справится ли сотрудник с руководящей должностью, назначьте его временно исполняющим обязанности, и договоритесь, что сотрудник может вернуться на свою должность торгового представителя или менеджера, если он не справится с ролью.
к содержанию ↑Как работает строительный участок
К старшему производителю работ поступает проектно-сметная документация, которую он изучает на предмет полноты, достаточности, правильности оформления и пр.
Изучая проектно-сметную документацию, у старшего прораба формируется образ строительства:
- Сколько людей и техники могут находиться на стройке одновременно.
- Сколько туалетов надо.
- Где работники будут греться, питаться и пить чай.
- Откуда будет поступать электроэнергия и вода.
- Где будут выдаваться, храниться материалы, инструмент, как будет организована стоянка и сохранность техники и приспособлений.
- Куда будет поступать сломанный инструмент и приспособления, кто будет ремонтировать, списывать, испытывать.
- Какие объекты можно строить одновременно и сколько кранов можно разместить одновременно на площадке.
После изучения старший прораб передает документацию подчиненным прорабам или мастерам СМР. Те смотрят в проект и начинают оценивать возможности строительства:
- Есть ли стройготовность объекта, можно ли это уже вообще строить.
- Что надо из инструмента, материалов, приспособлений, чтобы начать работать.
- Пишут служебные записки, заявки, созваниваются с поставщиками и снабжением, уточняя сроки и пр.
- Пытаются интенсифицировать работы смежников.
- Выносят георазбивочные сетки, чтобы построить объект в нужном месте.
- Организуют поставку материалов и подготовку фронта работ для подчиненных бригад.
Бригадиры, получив фронт работ, начинают перебазировку бригады, инструмента, приспособлений на строительную площадку. Получают нужный им инструмент и сдают ненужный. Затребуют недостающие материалы.
Организуют и расставляют бригаду по рабочим местам. Следят за исполнением ПБиОТ, целевым использованием инструмента, материалов и соблюдением технологичности производимых ими процессов.
Директор и главные специалисты строительно-монтажного управления, приезжая на участок, должны направлять свое внимание на следующее:
- Соблюдение сроков производства работ.
- Расход и списание ликвидных материалов: топлива, электродов, смазочных материалов…
- Контроль нормы выдачи спецодежды, инструмента, пресечение возможности списания и обратной сдачи в магазины закупаемых ТМЦ.
- Наличие всех бригад на объекте для недопущения производства работ персоналом под эгидой других организаций.
- Возможности неформального общения с людьми для организации неформальных каналов поступления информации.
- Целевое использование материально-технических средств.
- Разрушение клановых, земляческих и прочих неформальных объединений, направленных на создание особых условий для участников.
- Обоснованность начисления заработной платы и выделения финансовых средств на участке.
- Приведение в чувство отдельных специалистов и отделов, занимающихся перекладыванием своих функций на иных участников.
- Оперативное реагирование на поступающие запросы со стороны участка.
Собственник строительно-монтажной фирмы или его представители должны:
- Следить за финансовой безопасностью и учетом в организации.
- Следить за соответствием подписываемых договоров текущим рыночным условиям, пресекая необоснованные траты по договорам поставки или обслуживания.
- Участвовать в поиске рентабельной работы и использовать финресурс для этих целей.
- Участвовать в выработке политики организации в важных направлениях.
- Контролировать целевой расход ресурсов менеджментом организации.
Также читайте:
к содержанию ↑Кто такой прораб, чем он занимается и как им стать
Прораб — это квалифицированный специалист, который руководит коллективом на строительной площадке, а также контролирует все этапы по возведению чего-либо на объекте [1]. Полное название профессии — производитель работ. Основные обязанности прораба: постановка задач мастерам, приемка выполненных работ, соблюдение и обеспечение технологических норм и другие.
В должностной иерархии прораб занимает среднее звено. В зависимости от масштабов стройки в зону его ответственности входит весь объект либо отдельная часть. Например, монолитные работы или установка оконных конструкций.
Таким образом, на строительной площадке может быть несколько прорабов.
Профессия прораба — востребованная и замыкает пятерку самых актуальных в строительстве должностей [2]. К прорабам предъявляют свои требования, главные из них:
- высшее профильное образование (строительный вуз, колледж);
- рабочий стаж от двух лет;
- знание ключевых нормативных актов: ГОСТ, СНиП, охрана труда;
- чтение чертежей и проектной документации;
- хорошее владение ПК, знание отдельных программ, например AutoCAD;
- хорошие коммуникативные навыки, руководство коллективом.
Чем прораб отличается от начальника участка
Начальник участка — это еще одно важное звено на стройке, но более высокого уровня, чем прораб. Его другое название — директор по производству [3]. Он руководит целым подразделением или участком.
Прораб находится в его непосредственном подчинении. Таким образом, структура строительного участка может выглядеть так: начальник участка — прораб — мастера [4].
У начальника участка и прораба в чем-то схожи функционал и ответственность. Например, они оба могут нести полную материальную ответственность за недостачу имущества [5]. Но есть и отличия.
В частности, начальник участка ответственен за закупки и снабжение, подготовку тендеров. Он ведет бюджет и отчетность, а также принимает участие в переговорах с застройщиком и представителями муниципалитетов [6].
Должностная инструкция
Работу прораба регламентирует должностная инструкция. Это документ, который определяет как обязанности, так и права. Она может быть в виде отдельного документа либо приложением к трудовому договору.
В каждом случае содержание должностной инструкции прораба может отличаться в зависимости от компании. Но есть ряд общих моментов. Должностная инструкция прораба состоит из нескольких разделов [7], [8]:
- Общие положения. Описывают требования к должности, структуру подчинения, в этом же разделе оговаривается, кто будет замещать прораба во время его отсутствия. Здесь же может быть указано, что при наличии среднего специального образования трудовой стаж прораба должен составлять не менее трех лет. Отдельно перечисляются требуемые навыки. В их числе знание основных законов, способов планирования строительных работ, видов основных материалов и их свойств;
- Должностные обязанности. Перечень того, что предстоит делать прорабу на площадке. Список может быть довольно большим. Вот некоторые примеры должностных обязанностей прораба:
- организация строительных работ на площадке;
- технический надзор за сроками и качеством выполнения работ;
- участие в сдаче и приемке объекта;
- согласование работ с заказчиком;
- Права. Типовой раздел, описывающий права сотрудника. Например, прораб имеет право запрашивать у вышестоящего начальства документы и техническую документацию для выполнения своих задач, участвовать в подборе кадров или информировать о нарушении трудового режима;
- Ответственность. Прораб — это материально ответственная должность. Дополнительно такой сотрудник может нести ответственность за случаи нарушения внутреннего распорядка и инструкций компании;
- Заключительные положения. Содержат общую информацию о рабочем графике и часовой выработке прораба.
Как стать прорабом
Базовое образование для прораба — строительное(Фото: Korawat photo shoot/Shutterstock)
Прораб — это должность, для которой важно высшее или профессиональное образование. Это требование одно из первых у работодателей, оно также прописано в профессиональном стандарте [9].
Базовое образование для прораба — строительное. Его можно получить в профильном вузе или колледже. Дополнительно повышают квалификацию на курсах, но после основного обучения.
Вступительные испытания для абитуриентов строительных вузов примерно одинаковые. Сдают математику, русский язык и предметы по выбору, например информатику или физику. Для поступающих в вуз после колледжа набор предметов иной.
Это может быть инженерная графика или черчение [10].
к содержанию ↑Вуз
Минимальное требование к вузовскому образованию — степень бакалавра. Обучение длится от четырех до пяти лет. В России есть несколько ведущих строительных высших учебных заведений. Вот некоторые из вузов, после которых можно работать прорабом [11]:
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет;
- Московский архитектурный институт (государственная академия);
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет;
- Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет;
- Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет;
- Пензенский государственный университет архитектуры и строительства;
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
- Томский государственный архитектурно-строительный университет;
- Астраханский государственный архитектурно-строительный университет;
- Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт.
Направления и специальности в разных вузах могут различаться, но базовое — «строительство». Есть отдельные виды, например «строительство уникальных зданий и сооружений» [11]. Поступить можно как на бюджет, но число таких мест сильно ограничено, так и на платное отделение.
Стоимость обучения зависит от вуза, но в год это может быть около 300 тыс. руб.
к содержанию ↑Колледж
Получить образование по строительной специальности можно в колледже на базе 9 или 11 классов. Направления, связанные со строительством, есть в архитектурных, технологических и политехнических колледжах [12]. Обучение проходит в очной и заочной формах, на бюджетных и платных местах.
Вот некоторые из государственных колледжей, после которых можно строить карьеру прораба [12]:
- Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26, Москва;
- Академия управления городской средой, градостроительства и печати, Санкт-Петербург;
- Выборгский политехнический колледж «Александровский»;
- Вологодский строительный колледж;
- отделение среднего профессионального образования филиала Ростовского государственного университета путей сообщения, в г. Туапсе.