Акт приема-передачи ключей
Передача ключей — неотъемлемая часть процедуры передачи любого помещения (будь то квартира или нежилая недвижимость) в фактическое пользование и владение. Обязанность передать ключи вытекает из того, что помещение — это главная вещь, а ключ от него — необходимая принадлежность. Согласно ст.
135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания главной вещи, следует судьбе последней. Попасть в помещение, не имея специально предназначенных для этого ключей, правомерным способом невозможно. В связи с этим ключи являются принадлежностью к помещению как к главной вещи и подлежат обязательной передаче.
Смена владельца ключей, исходя из смысла ст. 135 ГК РФ, не требует какого-либо документального оформления. Тем не менее передачу ключей рекомендуется сопровождать заключением акта, чтобы однозначно зафиксировать момент предоставления доступа в помещение.
Единого образца акта передачи ключей от помещения не существует. Более того, иногда сведения о передаче ключей включают в акт приема-передачи самого помещения. Но и отдельным актом оформить передачу ключей тоже можно.
Документ может быть составлен в произвольной форме. В то же время важно учитывать, что акт должен содержать всю информацию, позволяющую установить основание для передачи ключей и момент, в который они переданы.
Типовые образцы актов приема-передачи ключей от квартиры фактически не отличаются от аналогичных документов, составляемых в отношении нежилых помещений. Такие акты не включают сведения о целях использования недвижимого имущества. Кроме того, документы заключаются в большинстве случаев между физическими лицами, поэтому дополнительные реквизиты организаций и должностных лиц в них не включаются.
к содержанию ↑Инструкция: составляем акт приема-передачи ЭЦП другому лицу
Собственник электронной подписи несет ответственность за использование ее третьими лицами. Чтобы обезопасить себя и зафиксировать пользование, составляют акт приема-передачи электронной подписи, в котором указывают ФИО получателя и дату составления. Рассказываем, как оформить такой акт.
Скачать акт прием-передачи ключа ЭЦП в Word (пустой шаблон) |
Скачать образец акта приемки-передачи ЭЦП между организациями |
Скачать образец акта приема-передачи флешки с ЭЦП от директора бухгалтеру |
Передача ЭЦП другому лицу и закон
Порядок работы с ЭП регламентирует ФЗ № 63 «Об ЭП» от 06.04.2011. Закон закрепляет, что ЭП служит для идентификации ее собственника. Сертификат позволяет достоверно установить, кто подписал документ.
При оформлении в сертификат вносят паспортные данные подписанта.
Поскольку электронная подпись персонализирована, предполагается, что использовать ключ вправе его собственник, чьи паспортные данные внесли в сертификат. Статья 10 ФЗ № 63 от 06.04.2011 обязывает подписанта обеспечить конфиденциальность ЭП.
Закон не содержит прямого запрета на его использование иным гражданином, санкция за передачу электронной подписи не предусмотрена. Указанная ст. 10 ФЗ № 63 требует конфиденциальности и одновременно закрепляет, что владелец обязан не допускать случаев использования ключа посторонними без его согласия.
Таким образом, при согласии владельца подпись вправе использовать третье лицо.
- какая ЭЦП нужна физическому лицу и как ее получить;
- можно ли получить электронную подпись по доверенности;
- какая ответственность предусмотрена за подделку электронной подписи.
Порядок передачи носителя ЭЦП
Закон не закрепляет порядок вручения носителя от владельца другому человеку. На практике составляют акт приема-передачи ключей Рутокен, закрепляя в нем ФИО того, кому вручили носитель, и дату начала пользования.
Наиболее распространены случаи перемещения ключей внутри организации:
- от директора бухгалтеру для сдачи отчетов;
- специалистам по закупкам между работниками подразделения;
- от директора заместителю на период отсутствия и пр.
ВАЖНО!
Если между сторонами достигнуто соглашение о передаче на использование ключа ЭЦП, то такую передачу фиксируют документально.
Документальная фиксация позволит владельцу ЭП обезопасить себя от несанкционированного и несогласованного подписания документации, а при возникновении спорных ситуаций доказать, что ключом распоряжался другой человек. Это не освободит владельца ключа от ответственности в случае нарушения подписантом законодательства. Исключение — если ЭЦП воспользовались без согласия владельца.
к содержанию ↑Как оформить акт
Единая форма акта према-передачи ЭЦП для юридического лица или для физических лиц законом не утверждена. Документ составляют в свободной форме. При оформлении используют чистый лист формата А4.
Составляя акт о передаче средств электронной подписи документов, в бланк вносят сведения:
- ФИО и паспортные данные передающего и принимающего лица;
- при использовании внутри организации указывают ее наименование и должности сотрудников;
- формат ЭЦП: флэш-накопитель, электронный файл и пр.;
- цель использования ЭП третьим лицом;
- дату передачи;
- допустимо зафиксировать дату, до наступления которой необходимо вернуть носитель владельцу.
Готовый акт приема-передачи электронной подписи директора главному бухгалтеру или другому сотруднику, сотрудников между собой подписывают стороны, участвующие в передаче ключа. Не допускается подписание документа директором вместо сотрудников. Требуется личная подпись передающей и принимающей стороны.
«_____» _______________ 2025 г.
__________________________________________(ФИО), паспорт: серия: ______ № ______________, выдан «___»_________ ____ г. _______________________, код подразделения: ___-___, зарегистрированн__ по адресу: ______________________________, являющ___ владельцем ЭП, и ________________________, паспорт: серия: ______ № ______________, выдан «___»_________ ____ г. ___________, код подразделения: ___-___, зарегистрированн__ по адресу: ___________________________, пришли к соглашению о нижеследующем:
- ____________________________________ (ФИО владельца ЭП) передает право использования принадлежащей ему (ей) ЭП ________________________________ (ФИО лица, которому передается право использования ЭП).
- Право использования ЭП передается на срок с «___»_________ ____ г. по «___»_________ ____ г.
- _______________________________ (ФИО лица, которому передается право использования ЭП) может использовать ЭП только в следующих целях:
- __________________________________________________;
- __________________________________________________.
А это образец акта приема-передачи Рутокена для электронной подписи внутри организации:
Может пригодиться: инструкция по копированию ЭЦП на разные носители
к содержанию ↑Об авторе этой статьи
Александра Челозерцева В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности «юриспруденция». Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр.
отдела. Сопровождаю бизнес.
Другие публикации автора
- 2024.01.19 ОбразцыПорядок и правила составления доверенности на получение товаров и ТМЦ
- 2024.01.17 ОбразцыКак правильно составить письмо — предложение о сотрудничестве
- 2023.12.27 Инструкции для ИПКак оформить заявление на закрытие ИП
- 2023.12.18 ОбразцыКак составить отчет о проделанной работе
Причины для передачи ключей
Ключи – это всегда вторичный предмет, являющейся неким функциональным аксессуаром основной вещи: транспортного средства, жилого помещения, сейфа и т.д.
Самостоятельным предметом вещественного мира ключи могут быть в случае, если они являются вещью сами по себе, например, произведением искусства в виде ключа. Но в прикладном смысле подобный ключ не станет предметом передачи по акту приема-передачи ключей, а значит, в рассмотрении этого варианта просто нет смысла.
Таким образом, акт приема-передачи ключей составляется как документ к некоему соглашению, предусматривающему передачу объекта или предмета, для полноценного использования которого нужны ключи.
И в этом смысле нет необходимости в выделении фактов передачи ключей, например, от сейфа или дверей при передаче соответствующих должностных функций. В данном случае ключи все равно исполняют второстепенную роль, а основным предметом являются функциональные обязанности по трудовому соглашению.
В любом случае рассматриваемый вид акта составляется, когда ключи и предмет, с ними связанный, передаются разновременно. В противном случае составляется общий акт о передаче имущества и ключей к нему.
Итак, причинами для составления акта приема-передачи ключей могут быть:
- передача автомобиля по результатам договора купли-продажи, мены, дарения, наследования, аренды либо ремонта;
- передача жилого помещения по результатам договоров купли-продажи (в том числе ДДУ), мены, обмена, аренды, дарения и т.д.;
- передача предметов и объектов имущества, полноценное функционирование которых невозможно без применения ключей (сейфы, нежилые помещения, гаражи, склады) по договорам купли-продажи, мены, аренды и т.д.;
- передача должностных функций по трудовым соглашениям, если эти функции так или иначе связаны с доступом к имуществу или документации работодателя посредством ключей для отпирания помещений и сейфов.
Для чего нужен документ
Ключи представляют собой вторичный объект, который является своего рода функциональным дополнением основного имущества: автомобиля, жилья, сейфа. Самостоятельным объектом, имеющим ценность, ключи могут быть в особых случаях, к примеру, когда они являются произведением искусства.
Акт приема-передачи ключей от помещения оформляется как дополнение к определенному договору, который предусматривает передачу имущества, для нормальной эксплуатации которого необходимы ключи. Как было указано выше, он составляется при разновременной передаче ключей и объекта, доступ к которому получает лицо.
Со дня, когда ключи попадают в руки другого лица, за объекты, которые находятся в помещении, начинает отвечать получатель. АППК предназначен для того, чтобы четко разграничить права и обязанности по сохранению целостности материально-товарных ценностей. Если последним будет причинен определенный материальный ущерб, компенсировать его будет получатель ключей.
к содержанию ↑Когда необходимо обязательное оформление данного типа формы
Оформление АППК имеет необязательный характер. Сторона, передающая другому участнику соглашения предмет, составляет данный документ по своей инициативе, чтобы гарантировать себе возмещение материального вреда в случае причинения ущерба имуществу.
Так, АППК можно оформить, когда:
- авто передается по результатам соглашения купли-продажи, обмена, дарения, унаследования, арендования, ремонта;
- жилье передается по результатам соглашения купли-продажи (в том числе по договору доверительного управления), обмена, арендования, дарения;
- передаются объекты, которые нельзя полноценно эксплуатировать без использования ключей (сейфы, коммерческие, гаражные и складские помещения) по соглашениям купли-продажи, обмена, арендования;
- передаются должностные обязательства по трудовым контрактам, если данные обязательства сопряжены с доступом к имуществу либо документам нанимателя.
Кто оформляет АППК
В оформлении АППК всегда принимают участие обе стороны. 1-й стороной является тот, кто передает передает, 2-й – лицо, которое принимает их. Обычно АППК оформляет лицо, отдающее ключи.
В любом случае, документ нужно удостоверить подписями обеих участников сделки. Лишь при выполнении данного условия АППК будет легитимным, обладать юридической значимостью.