Подача жалобы в Следственный комитет Российской Федерации: эффективные способы и правила

Основной задачей следственных органов Следственного комитета России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Таким образом, по существу в следственных органах СК России рассматриваются поступающие сообщения о преступлениях, отнесенные к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве данного органа предварительного расследования, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России.

Учитывая, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также не наделены функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов, в связи с чем не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений, в связи с чем обращения указанной категории не являются сообщением о преступлении, по ним не проводится процессуальная проверка, и рассматриваются компетентными должностными лицами в соответствии Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому процессуальные решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору либо в суд в соответствии со ст. ст. 124, 125 УПК РФ.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Также следует обратить внимание, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ.

Новости по теме:   Что делать, если сосед угрожает

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В связи с чем, в целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, необходимо обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Начальник управления по надзору

за уголовно-процессуальной и

прокуратуры Республики Крым

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal
к содержанию ↑

Прокуратура
Республики Крым

Источник:

Прокуратура Республики Крым

Дата публикации:

7 декабря 2016, 09:24

Виды обращений и жалоб участников уголовного процесса, разрешение которых относится исключительно к компетенции следственных органов Следственного комитета России» следующего содержания

Основной задачей следственных органов Следственного комитета России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Таким образом, по существу в следственных органах СК России рассматриваются поступающие сообщения о преступлениях, отнесенные к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве данного органа предварительного расследования, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России.

Учитывая, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также не наделены функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов, в связи с чем не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений, в связи с чем обращения указанной категории не являются сообщением о преступлении, по ним не проводится процессуальная проверка, и рассматриваются компетентными должностными лицами в соответствии Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому процессуальные решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору либо в суд в соответствии со ст. ст. 124, 125 УПК РФ.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Также следует обратить внимание, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Новости по теме:   Интервью: директор магазина «Пятёрочка» о «фишках», партнёрстве и дипломатии

В связи с чем, в целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, необходимо обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Начальник управления по надзору

за уголовно-процессуальной и

прокуратуры Республики Крым

к содержанию ↑

Направление адвокатами жалоб напрямую председателю СК РФ может привести к «нарушению прав участников уголовного судопроизводства на своевременное рассмотрение жалоб»

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области обращает внимание адвокатов Адвокатской палаты Волгоградской области на порядок обжалования действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства.

В своём письме, направленном на имя президента АПВО, первый заместитель руководителя Следственного управления Д.В. Буравцов ссылается на пункт 1.19 приказа СК России от 09.01.2017 № 2 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» при обжаловании в порядке, предусмотренном ст. 123 УПК РФ, действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Согласно документу, процессуальное решение в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ, принимается руководителем следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются.

Кроме этого, в соответствии с распоряжением СК России от 05.03.2018 № 14/206р «О повышении эффективности работы по организации и проведению личного приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации, а также рассмотрению обращений, в том числе поступивших в ходе личного приема», Сотрудникам СК России необходимо строго следовать предписаниям о том, что в аппарате следственного органа Следственного комитета и его структурных подразделениях в пределах предоставленных полномочий разрешаются обращения и жалобы граждан, юридических и должностных лиц, представителей общественных организаций только на решения руководителей нижестоящих следственных органов.

Таким образом, указывается в письме, «несоблюдение адвокатами последовательности обжалования действий (бездействия) следователей, установленной председателем Следственного комитета Российской Федерации, направление обращений в Центральный аппарат СК России при отсутствии сведений о рассмотрении жалобы руководителем СУ, влечет их возвращение на рассмотрение в управление и, как следствие, увеличение сроков разрешения по существу поставленных в обращениях вопросов.

Следственное управление также обращает внимание адвокатов на то, что отправка обращений и жалоб напрямую, председателю Следственного комитета Российской Федерации, может привести к «нарушению прав участников уголовного судопроизводства на своевременное рассмотрение жалоб, препятствует конструктивному взаимодействию органов следствия с адвокатами, а, в случае личной доставки обращений в г. Москву, влечет увеличение расходов потерпевших, обвиняемых и других участников процесса на представление адвокатами их интересов».

В соответствии с полученным письмом, Совет Адвокатской палаты Волгоградской области ориентирует адвокатов Волгоградской области на необходимость направления жалоб и обращений, по которым не давался ответ руководителем СУ, непосредственно в управление.

к содержанию ↑

Памятка для составления обращения в следственные органы следственного управления

При рассмотрении обращений, заявлений и жалоб граждан приходится очень часто сталкиваться с ситуацией, когда неграмотно изложенное требование не только не позволяет уяснить позицию гражданина, но и создает процессуальные и технические трудности для решения вопроса в его пользу.

Прежде всего, следует усвоить, что следственное управление СК России по ЧР, как орган Следственного комитета Российской Федерации, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Подследственность, то есть, предварительное расследование следователями Следственного комитета Российской Федерации уголовных дел о преступлениях, определена в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Если права и законные интересы гражданина нарушены в сфере административных или гражданско-правовых отношений, то ему следует обращаться в органы прокуратуры или суд.

При защите нарушенных прав в судебном порядке, для того чтобы определить конкретный судебный орган для направления документа, следует обращать внимание на характер правоотношений, из которых возник факт нарушения, и на состав участников таких правоотношений.

При обжаловании тех или иных процессуальных решений должностных лиц следственного управления СК России по ЧР рекомендуется придерживаться правила, что действия (бездействия) следователя следует обжаловать его непосредственному руководителю, а действия руководителей и заместителей следственных органов по городу или району следует обжаловать руководителю следственного управления СК России по ЧР.

Новости по теме:   Как поставить недвижимость на кадастровый учет и нужно ли это делать

При составлении обращения рекомендуется определить официальный орган следственного управления СК России по ЧР, в компетенции которого находится решение вопроса о восстановлении Ваших прав и законных интересов.

Обращение, как правило, пишется на имя руководителя следственного органа по городу или району, по месту расположения структурного подразделения следственного управления СК России по ЧР, либо непосредственно руководителю следственного управления СК России по ЧР.

В случае если разрешение вопросов, поставленных в обращении, не относится к компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации, обращение в обязательном порядке будет перенаправлено в тот орган государственный власти, в компетенции которого находится решение вопроса, а заявитель будет уведомлен о принятом решении.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Составление обращения нужно начать с определения получателя документа. При обращении полезно указывать конкретное должностное лицо, например:

следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике

Таким образом, Вы будете знать, к кому в первую очередь обращаться за ответом на Ваше обращение и, кроме того, выразите свое уважение адресату. Но, если Вы не знаете имя и должность руководителя юридического лица, можно указывать только наименование организации.

Далее указывается от кого поступило обращение. Фамилия, имя, отчество, адрес места проживания, например:

от Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адресу:

г. Грозный, ул. Трудовая, 12

В обращении, по возможности, кратко излагаются фактические обстоятельства, послужившие причиной обращения, из которых следует, что Ваше право нарушено. Изложение должно быть лаконичным и в то же время понятным. Не стоит приводить факты, не имеющие отношения к делу, а те обстоятельства, на которых основываются Ваши требования, должны быть построены в логической взаимосвязи и, если возможно, в хронологическом порядке.

Хорошо если в документе будут содержаться ссылки на нормы права, которые были нарушены, на основании которых Вы требуете защиты прав и законных интересов, так как от грамотного правового обоснования зависит и убедительность ваших аргументов.

Указав на факты нарушения прав — напишите фразу: «На основании вышеизложенного:».

Затем следует четко и ясно сформулировать Ваше требование. Здесь уже не желательно употреблять слова «так как» и «поэтому», все объяснения должны содержаться выше. Нужно указать только, чего Вы добиваетесь, например: «Прошу отменить постановление ….» или «прошу провести проверку по данному факту».

После указания Ваших требований следует перечислить в нумерованном списке все приложения, на которые Вы ссылались в основном тексте документа (в том же порядке).

Это могут быть любые письменные доказательства Ваших утверждений: справки, копии ответов или документов и т. д. В конце документа необходимо поставить дату и подпись лица заявителя либо его представителя.

Подпись обязательно должна быть с расшифровкой.

Нелишне позаботиться и об общем оформлении направляемого Вами документа:

— документ всегда лучше читается и воспринимается, если он напечатан, а не написан от руки;

— обращение от имени юридического лица следует составлять на его фирменном бланке (если такой имеется);

— в тексте документа старайтесь делать больше абзацев: красная строка — это акцент на утверждение, содержащееся в абзаце.

к содержанию ↑

С какими вопросами можно обратиться в Следственный комитет

Следующая
Жилищное правоПрокурор разъясняет. Возможно ли повторное включение военнослужащего уволенного в запас и в последующем заключившего новый контракт, в реестр участников накопительно-ипотечной системы и каковы условия погашения целевого жилищного займа

Добавить комментарий