Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия
Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:
- надзор за соблюдением законов при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел, рассмотрении уголовных дел судами и при исполнении приговоров и иных судебных решений;
- утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления, постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера) и поддержание обвинения в суде.
В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.
- Требование прокурора по уголовному делу – это предусмотренная УПК РФ форма прокурорского реагирования на допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании конкретного уголовного дела, выраженная в адресованном руководителю следственного органа обязательном для исполнения указании об устранении допущенных нарушений. Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» хоть и указывает на обязательность требований прокурора, но не выделяет требование как отдельную формы прокурорского реагирования, подразумевая под требованием лишь инструмент истребования прокурором необходимых сведений и информации от должностных лиц, граждан и организаций.
Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.
Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.
Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.
Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст.
37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.
При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ.
Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.
- Представление прокурора. Порядок внесения прокурором представления регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.
Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:
- Требование прокурора вносится при установлении нарушений в рамках расследования конкретного уголовного дела, рассмотрения конкретного сообщения о преступлении и нацелено на отмену незаконного и необоснованного процессуального решения, устранение конкретных нарушений, совершение конкретных действий по устранению нарушения закона. Представление вносится при установлении нарушений, имеющих системный, общий характер, например, по результатам нарушений, выявленных при расследовании нескольких уголовных дел, и нацелено не только на устранение нарушений, но также и причин и условий, способствовавших появлению нарушений, а также на привлечение виновных лиц к ответственности.
- Требование прокурора по уголовному делу, порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ, а представление – Законом «О прокуратуре Российской Федерации».
- Срок рассмотрения требования и сообщения прокурору о результатах – 5 суток, а представление подлежит немедленному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение одного месяца.
Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.
к содержанию ↑Прокуратурой внесено представление: что делать
Представление — это форма профилактического воздействия. Цель документа — устранить причины и условия, которые способствовали совершению правонарушения. Что делать, если прокуратура внесла представление? Делюсь опытом на примере ресурсоснабжающей организации.
Почему прокуратура вносит представление
Должностные лица органов прокуратуры РФ, прокурор или его заместитель вправе внести представление (ст. 24 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 , ст. 17 Федерального закона № 182-ФЗ от 23.06.2016 ).
Такой документ получат те, кто нарушил закон. Но прежде проведут проверку. Основание — информация о фактах нарушения закона.
Например, гражданин подал жалобу о неправомерных, по его мнению, действиях организации или должностного лица. Ресурсоснабжающие организации (РСО) часто сталкиваются с подобным.
О решении провести проверку известят не позднее дня ее начала. Срок проверки — 30 календарных дней. При необходимости его продлят до 30 дней.
В отдельных случаях сроки установят индивидуально. Вправе проверку неоднократно приостановить (до 6 месяцев). Например, по причине непредставления документов (информации) для проведения экспертизы.
Если проверка подтвердила факт нарушения закона, то прокуратура внесет представление.
Что делать, если пришел документ? Требуется внимательно его изучить. Предлагаю осуществить несколько вариантов действий (применено на практике).
Исполнение требований, которые указаны в представлении
- устраните причины, которые привели к нарушению закона. Например, от РСО требуют привести температуру горячей воды к установленным параметрам (от + 60 °C до + 75 °C). Для этого корректируют нагрев холодной воды, проводят повторные замеры, оформляют соответствующий акт;
- рассмотрите документ с участием работника прокуратуры. Согласуйте с ним дату, время встречи. Обсудите, какие меры вы приняли или примете для устранения нарушения закона;
- часто требуют рассмотреть вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности. Если лицо причастно к правонарушению, то оформите привлечение в установленном порядке (издайте приказ, ознакомьте с ним работника и т.д.). Копию приказа направьте в прокуратуру.
ВАЖНО!
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности — это право, а не обязанность работодателя в силу ст. 195 ТК РФ . Требование прокурора о принятии такой меры противоречит Закону о прокуратуре и ТК РФ (Постановление ВС РФ № 30-АД17-2 от 30.10.2017).
Если оснований для дисциплинарного взыскания нет, то сообщите об этом в прокуратуру: в течение месяца со дня получения представления подготовьте письменное уведомление. В нем укажите: работника прокуратуры, с участием которого рассмотрено представление, какие мероприятия проведены для устранения нарушения закона. Приложите документы в подтверждение проведенных действий.
к содержанию ↑Возражение на представление
Подготовьте письменную позицию (срок — 30 дней). Укажите подробно, последовательно, со ссылками на законы и фактические обстоятельства, почему вы не согласны с представлением.
Рассматривать его с участием работника прокуратуры в этом случае, считаю, необязательно. В ч. 2 ст.
24 Закона о прокуратуре указано: при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщают о дне заседания. Это требование носит специальный характер. Его применяют к случаям, когда рассматривают представление коллегиальным органом.
Если в структуре организации отсутствует такой орган с соответствующими полномочиями, то нет оснований для обсуждения документа с участием прокурора.
Возможны последствия неисполнения требований. Прокуратура:
- посчитает возражение обоснованным. Каких-либо негативных последствий не будет;
- не согласится с доводами и подаст иск в суд. Потребует прекратить нарушение закона — например, путем совершения определенных действий (в моей практике просила перенести опору линии электропередачи с целью защитить интересы собственника земельного участка);
- привлечет к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований. Штрафы такие:
Лицо | Размер штрафа, руб. |
---|---|
Гражданин | от 1000 до 1500 |
Должностное лицо | от 2000 до 3000 или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года |
Юридическое лицо | от 50 000 до 100 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток |
Оплата штрафа не освободит от исполнения требований прокурора.
к содержанию ↑Признание представления незаконным
Такой документ входит в число решений органов государственной власти, которые обжалуют в судебном порядке ( Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2015) ).
Чтобы признать документ незаконным, необходимо:
- подать в прокуратуру письменный ответ. В нем укажите на несогласие с документом, о намерении обратиться в суд с требованием признать его незаконным. Таким письмом вы исполните обязанность, которая предусмотрена в п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре (письменно сообщите о результатах рассмотрения представления);
- подготовить в суд заявление. Дела о признании незаконным представления прокурора рассматривают и суды общей юрисдикции в порядке главы 22 КАС РФ , и арбитражные суды ( гл. 24 АПК РФ ). Чтобы определить суд (подведомственность), учтите: статус истца (физическое или юридическое лицо), предмет спора.
Из личного опыта: иск, который подала организация в суд общей юрисдикции, вернули. Основание — спор находится в сфере экономической деятельности. Передали в арбитраж.
Апелляционная инстанция признала незаконным представление.
В иске укажите, какие затронуты права и интересы гражданина, организации или предпринимателя, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Приложите документы (доказательства) в подтверждение своих доводов.
Если суд отказал в удовлетворении иска, то требования прокуратуры нужно исполнить.
- Самовольное пользование водой: последствия
- Какие требования предъявляют к качеству коммунальных услуг
- Какие коэффициенты начисляет ресурсоснабжающая организация
- Последствия неисполнения технических условий на подключение к электрическим сетям
- Все статьи колонки «ЖКХ. Никуда нам не деться от этого – авторская колонка Жанны Князевой»
Что такое представление прокурора и что для этого делается?
После того, как прокурор выявил нарушение закона, он должен как-то отреагировать на это и понудить орган или должностное лицо устранить такое нарушение, с это целью и выносится представление и направляется нарушителю.
В течение месяца после того как было внесено представление прокурора, должностное лицо должно принять конкретные меры по устранению нарушений закона, и сообщить об этом прокурору письменно.
Конкретные мероприятия по устранению нарушений закона будут зависеть от существа нарушений. Например, прокурор может потребовать привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, либо же надо будет выполнить иные действий. Устранение нарушений может заключаться в направлении претензии контрагенту, в начислении пеней за задержку зарплаты, в увольнении работника и т.д.
Соответственно, после получения представления прокурора, орган или должностное лицо принимают конкретные меры, чтобы устранить нарушение, либо же проводят проверку и сообщают прокурору, что, например, привлечь виновное лицо к ответственности не представляется возможным, в связи с увольнение конкретного работника.
ПОЛЕЗНО: подробнее про проверки со стороны прокуратуры по ссылке
к содержанию ↑Кому выносится представление прокурора?
Прокурор выносит представление тому органу или должностному лицу, где выявлены нарушения. Нарушения могут быть выявлены у ИП, организаций, в государственных и муниципальных органах власти. У кого будет выявлено нарушение, тому прокурор и внесет представление.
Чаще всего нарушения выявляют в различных организациях, в том числе, в государственных и муниципальных, в общественных и политических организациях. Представление выносится на имя руководителя организации, который в итоге и должен будет отчитаться об исполнении представления. То есть должностное лицо организации, получив представление прокурора, обязано его исполнить, отреагировать на него, дать ответ.
При этом, прокуроры проводят плановые проверки и внеплановые проверки. Если в прокуратуру обратятся с жалобой о том, что были нарушены права конкретного лица, например, не дан своевременно ответ на обращение, тогда прокуратура внесет представление о том, чтобы виновное лицо привлекли к ответственности.
к содержанию ↑Чем отличается представление прокурора от предостережения?
Представление, как уже указано выше, выносится прокурором при обнаружении правонарушений, т.е., когда прокурор установил факт нарушений закона тем или иным физлицом или юрлицом.
Предостережение же выносится прокурором в тех случаях, когда имеются сведения о том, что готовится к совершению то или иное противоправное деяние. Целью предостережения является то, чтобы правонарушение не было совершено, т.е. прокурор пытается таким образом предупредить правонарушение.
Таким образом, представление прокурором вносится уже по факту свершившегося противоправного деяния, а предостережение выносится прокурором только тогда, когда противоправное деяние еще не совершено, и чтобы оно и не было совершено.
ПОЛЕЗНО: инициировать проверку можно через жалобу прокурору, подробнее читайте на сайте, а также смотрите видео по теме
к содержанию ↑Ответственность за неисполнение представления, предостережения прокуратуры
Какая же ответственность может грозить лицу за неисполнение представления, предостережения прокуратуры?
Как правило, в представлении, предостережении прокуратура указывает, что за неисполнение законных требований прокурора лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ.
Санкция ст. 17.7. КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в следующих размерах:
- на граждан — от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб.
- на должностных лиц – от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб.
- на юрлиц – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
При этом к должностным лицам вместо наказания в виде штрафа может быть применено наказание в виде дисквалификации сроком от 6 месяцев до 1 года, а к юрлицам вместо штрафа может быть применено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком до 90 суток.
Если Вы получили представление или предостережение прокурора, не знаете, что делать с ними, обращайтесь в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург, наши адвокаты и юристы Вам помогут в решении всех вопросов, связанных с представлениями и предостережениями прокуратуры.
к содержанию ↑Представление прокурора. Часть 1
Акт прокурорского реагирования, который прокурор (его заместитель) вправе внести в случае установления нарушения требований федерального законодательства (ч. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре).
- Безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры;
- Сообщить о принятых мерах в течение месяца;
- Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.