Новые штрафы для организаций за нарушение порядка ведения воинского учета

Какие в настоящее время установлены штрафы за нарушения в порядке ведения воинского учета, а именно за непредставление документов в военкомат, непредоставление сведений о сотрудниках, подлежащих воинскому учету, но не вставших на учет в военкомат, и т.д.?

С 14 апреля 2023 г. Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. N 127-ФЗ в п.

1 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения, в том числе в части обязанностей организаций по ведению воинского учета.

Согласно данному пункту руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) от военных комиссариатов;
  • обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
  • направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений;
  • направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней;
  • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Вызовы (повестки) в организации в отношении граждан — работников организаций могут поступать от военкоматов в письменной и (или) электронной форме.

31 июля принят Федеральный закон от 31 июля 2023 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу с 1 октября 2023 года и существенно изменил ответственность для работодателей за нарушения в сфере ведения воинского учета.

Ответственность за нарушения в области воинского учета установлена главой 21 КоАП РФ.

Ранее субъектами ответственности за некорректное ведение воинского учета являлись только должностные лица. В новой редакции КоАП РФ юридическое лицо также является субъектом ответственности.

В настоящее время установлены следующие штрафы за нарушения в порядке ведения воинского учета:

  • согласно новой редакции ст. 21.1 КоАП РФ непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей (в предыдущей редакции санкция распространялась только на должностное лицо и влекла штраф от 1000 до 3000 рублей);
  • согласно новой редакции ст. 21.2 КоАП РФ неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей (в предыдущей редакции санкция распространялась только на должностное лицо и влекла штраф от 1000 до 3000 рублей);
  • ст. 21.3 КоАП утратила силу;
  • согласно новой редакции ст. 21.4 КоАП непредоставление или несвоевременное предоставление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей (ранее максимальный штраф по данной статье составлял 5000 рублей);
  • согласно новой редакции ст. 19.25 КоАП РФ неисполнение установленных законодательством Российской Федерации военно-транспортных мобилизационных обязанностей предполагает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 350 000 тысяч до 400 000 рублей (ранее санкции составляли для граждан — от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей).
Новости по теме:   Как получить временную регистрацию студенту в общежитии

Кроме того, КоАП дополнен статьей 19.38 — неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации. Согласно ч. 1 данной статьи неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей; на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

В свою очередь, согласно ч. 2 данной статьи неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей; на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета в настоящее время составляет три года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обращаем внимание, что согласно ст. 54 Конституции РФ в России установлен принцип, согласно которому закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Данные положения продублированы в ст.

1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Соответственно, за нарушения в области воинского учета, допущенные до 1 октября 2023 года (то есть до вступления в силу Закона N 404-ФЗ), не могут применяться меры ответственности, предусмотренные этим законом.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТКазакова Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

к содержанию ↑

Штрафы по воинскому учету увеличили

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Теперь организацию могут оштрафовать на 400 000 рублей, если та не оповестит работника о необходимости явиться по повестке в военкомат, а гражданина – на 30 000 рублей, если он получил повестку, но в военкомат так и не пришел

С 1 октября 2023 г. увеличились штрафы по ряду статей главы 21 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предусматривающей ответственность за нарушения в области воинского учета 1 . Наказать могут как гражданина, так и должностное лицо или компанию.

к содержанию ↑

Изменения для граждан

Предупреждение или штраф в размере от 500 до 3000 рублей

Предупреждение или штраф в размере от 3000 до 5000 рублей

Новости по теме:   Как определить срок назначения судебного заседания: практические советы и возможные задержки

Предупреждение или штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей

Штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей

Штраф в размере от 1000 до 5000 рублей

Штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей

Штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

Порча или утрата документов воинского учета

Статья 21.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за умышленные порчу или утрату документов воинского учета. Такими документами могут быть приписное, военный билет, справка «уклониста» , временное удостоверение , персональная электронная карта 2 .

Справка выдается взамен военного билета гражданину, который не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Временное удостоверение выдается в целях установления личности гражданина, не имеющего документов для оформления военного билета, а также при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных военнообязанными документов или для запроса и получения ими военных билетов, которые были сданы на хранение в военкомат.

Например, если вы потеряли военный билет, то необходимо в двухнедельный срок обратиться в военкомат по месту жительства для получения нового взамен утраченного 3 .

Уклонение от медосвидетельствования

Статья 21.6. КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение гражданина от медосвидетельствования, обследования по направлению комиссии по постановке на воинский учет или медобследования по направлению призывной комиссии.

Медосвидетельствование представляет собой осмотр граждан врачами-специалистами, по итогам которого выдаются заключения о годности к военной службе по категориям А, Б, В, Г, Д. Если врачебная комиссия при военкомате не может дать заключение, например из-за нехватки квалификации или диагностического оборудования, то призывник направляется на амбулаторное или стационарное медобследование в государственную или муниципальную медицинскую организацию. Неявка по такому направлению на медобследование – наказуемое деяние.

Неисполнение обязанностей по воинскому учету

Статья 21.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение гражданином обязанностей по воинскому учету – явиться по повестке и сообщить о смене личных данных.

Обязанность явиться по повестке. После получения повестки гражданин должен явиться в указанные в ней место и время. Иначе могут оштрафовать по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ.

Норма о том, что повестка вручается лично под роспись, утратила силу. Законодатель предусмотрел дополнительные способы ее передачи, в том числе ввел электронные повестки 4 .

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Электронная повестка считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете на портале госуслуг. Как только она появилась в реестре повесток, гражданину запрещено выезжать из России (п. 1 ст.

7.1 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Решение о наложении временного запрета формируется автоматически в реестре воинского учета .

Минцифры сообщило, что реестр воинского учета полноценно заработает только в 2025 г. Однако до конца этого года ведомство планирует запустить пилотный проект реестра в одном-двух регионах. (https://www.rbc.ru/society/19/09/2023/650960ca9a79471085417cc0?ysclid=lnn6wa04xx911506603).

Повестки, направленные почтой, считаются полученными при наличии отметки о вручении письма гражданину (п. 2 ст. 31 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

При этом в моей практике были десятки писем, которые никто никогда не видел, но почтальон в уведомлении о вручении заказного письма делал отметку о его доставке.

Неявка без уважительной причины по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, может повлечь не только штраф, но и применение временных ограничительных мер (п. 4 ст. 7.1 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Так, могут ограничить право гражданина на управление автомобилем или запретить ему регистрацию транспорта и сделок с недвижимостью, заключение кредитных договоров и договоров займа, регистрацию в качестве самозанятого и индивидуального предпринимателя.

Обязанность сообщить об изменении данных. Она зависит от характера информации.

1. Сведения об изменении семейного положения, образования, места учебы или работы, должности, а также о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией (ч. 2 ст. 21.5 КоАП РФ).

Эти сведения гражданин обязан сообщить в военкомат в письменной форме или через портал госуслуг в двухнедельный срок со дня наступления одного из перечисленных событий (ст. 10 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Новости по теме:   Зачет срока содержания под стражей по предыдущему приговору - гражданское законодательство и судебные прецеденты

2. Сведения о выезде из России на срок более 6 месяцев или въезде в Россию (ч. 3 ст. 21.5 КоАП РФ).

Эти сведения гражданин обязан сообщить в военкомат в письменной форме или через портал госуслуг в двухнедельный срок со дня выезда или въезда в страну (ст. 10 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

3. Сведения о выезде с места жительства или пребывания на срок более 3 месяцев в период проведения призыва (ч. 4 ст. 21.5 КоАП РФ).

Призывник обязан сообщить об отъезде, лично явившись в военкомат (п. 2.3 ст. 31 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Ужесточение ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету, цифровизация военкоматов и наделение их полномочиями по введению ограничений могут привести к нарушению прав тех, кто не подлежит призыву на основании отсрочки или по состоянию здоровья. Предполагаю, что граждане станут чаще жаловаться на необоснованное применение административных наказаний и ограничительных мер.

Изменения для должностных лиц и организаций

к содержанию ↑

Что грозит организации за непостановку на воинский учет

Все юридические лица обязаны вести воинский учет работников. Если работодатель не выполняет обязанности, то его привлекут к ответственности и наложат штраф за непостановку на воинский учет военнообязанных сотрудников. Рассказываем, какие санкции грозят за нарушения по ВУ.

Штрафы для работодателей за невыполнение закона

В 2023 году усилили меры ответственности, что грозит организации, которая не встала на военный учет, и за иные нарушения в области ведения военно-учетной работы, — штрафы выросли в несколько раз. Оштрафовать вправе как главу компании, так и должностное лицо, ответственное за ВУ. За разные виды нарушений в главе 21 КоАП РФ предусмотрены штрафы в размере от 40 000 до 500 000 руб.

Например, в п. 3 статьи 21.4 КоАП РФ установлено, что будет, если кадровик вовремя не провел сверку с военкоматом, не предоставлял в срок по запросу военкомата или местной администрации информацию о принятых или уволенных военнообязанных гражданах, — штраф от 40 000 до 500 00 руб.

Если каждый год до 1 ноября не предоставлены в комиссариат списки работников-мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, впервые подлежащих постановке на ВУ, то предусмотрено наказание по ст. 21.1 . В ней установлено, какая ответственность за непостановку на воинский учет вовремя, — штраф для юридического лица в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Аналогичное наказание грозит должностным лицам и за то, что они не оповестили граждан о вызове повесткой в военкомат и не предоставили им возможность вовремя явиться по повестке ( ст. 21.2 ).

ВАЖНО!

Срок, когда вправе оштрафовать за невыполнение обязанностей по ВУ, составляет 3 года после нарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ , ФЗ № 132 от 24.04.2020).

Подробнее о штрафах — в таблице:

Номер статьи по КоАП Вид нарушения Размер штрафа, руб.
21.1 Не предоставили вовремя перечень граждан, подлежащих первичной постановке на ВУ 40 000 — 400 000
21.2 Не сообщили работнику, что пришла повестка в военкомат и не обеспечили его своевременную явку 40 000 — 400 000
21.4 , п. 3 В военкомат не предоставили информацию о принятых и уволенных с работы, обязанных состоять на ВУ 40 000 — 50 000
Следующая
Судебные вопросыУзнайте, как получить образование без прописки в школе: основные правила и процедуры

Добавить комментарий