Дети нешпионов. Как, от кого и от чего защищать компьютерный класс
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Защита детей от угроз в интернете и обучение киберграмотности — прямая обязанность школы. К тому же, многие опасности в сети становятся продолжением школьных взаимоотношений и конфликтов, так что школа напрямую заинтересована в их устранении. О каких угрозах нужно знать учителям и что делать, чтобы защитить от них школьников, рассказывают преподаватель Корпоративного университета Московского образования Вячеслав Лещинер и директор департамента защиты клиентов VK Рустэм Газизов.
к содержанию ↑Какие опасности угрожают детям
В первую очередь для школьников актуальны угрозы, связанные с незаконным использованием их приватной информации.
- Кража персональных данных.
Чаще всего это кража паролей — «увели страницу», «взломали ВК» и т. д. Обычно это только первый шаг, ключ к следующему действию. Например, один подросток может «взломать» другого с целью шантажа или буллинга. - Кибербуллинг.
Травля в школе была всегда, но, если раньше она ограничивалась классом или узкой группой детей, то сейчас приобретает характер масштабной, серьезной опасности. Главная проблема буллинга в том, что его легко обнаружить (обычно те, кто участвует в травле, сами в этом заинтересованы), но при этом с ним сложно бороться.
- Кибергруминг.
Тема относительная новая и пока мало обсуждаемая. Здесь преступники играют нашими социальными страхами, осуждением неприемлемого поведения. Их тактика проста: они выстраивают с подростком доверительный диалог, а затем выманивают, к примеру, фотографии интимного характера и шантажируют ими. - Овершеринг.
Это одна из недооцененных угроз. Дети очень переживают за свою приватность в сети, но при этом сами же часто сообщают о себе гораздо больше информации, чем следовало бы. Например, публикуют в социальных сетях свои личные телефоны, что делает их легкой мишенью для мошенников и других злоумышленников.
Другая группа киберугроз — криминальные сетевые субкультуры.
- Торговля наркотиками.
Криминальные структуры охотно вовлекают в эту деятельность подростков: их используют как черновых работников, которые помогают с распространением наркотиков. - Субкультура АУЕ (запрещена в РФ).
Увлечение криминальной культурой, блатной романтикой распространено в отдельных районах и регионах. Главная опасность в том, что увлечение детей охотно используется в криминальной среде: подростков вербуют, убеждают или заставляют собирать и передавать преступникам деньги. - Игры в альтернативной реальности (ARG).
Виртуальные игры, которые используют в качестве площадки реальный мир (по типу нашумевшего «Синего кита»). Их главный принцип — максимальная реалистичность: участники не должны до конца понимать, происходит ли все в игре или взаправду. Они выполняют задания создателей игры — например, одновременно совершают какое-то действие. Злоумышленники могут использовать такие игры для того, чтобы завладеть психикой ребенка, вплоть до доведения до самоубийства. - Скулшутинг.
Массовые расстрелы в школах. Раньше эта тема казалась чисто американской, но, к сожалению, становится всё популярнее и в России (вот подборка только самых громких подобных случаев за последние годы). Везде есть дети, находящиеся в конфликте со школой, и идея прийти и всех перестрелять может попасть на эту подготовленную почву.
- Мошенничество.
Обычно в этом плане дети более продвинуты, чем взрослые. К тому же, не так уж часто у них есть серьезные деньги. И все же порой они тоже попадаются и теряют свои — пусть и небольшие — а иногда и родительские — сбережения из-за интернет-мошенников. Особенно если злоумышленник нащупал тему, которая действительно актуальна для ребенка: например, предлагает заплатить за продвижение его страницы в ВК.
Как школе защитить детей от киберугроз
Ставить интернет-фильтры
Это ПО, которое не позволяет открыть опасные или подозрительные ресурсы на школьном компьютере/через школьный Wi-Fi. Такая мера сейчас используется в большинстве школ.
Рустэм Газизов, директор департамента защиты клиентов VK:
к содержанию ↑«Интернет-фильтры, как и списки разрешенных сайтов, конечно, можно создавать. Но в современных реалиях мобильный интернет ни в чем не уступает проводному, поэтому у детей больше нет необходимости подключаться к школьной сети. Соответственно, все ограничения, установленные администрацией школы, никак не повлияют на мобильный трафик ученика».
Обучать учителей
Если интернет-фильтры используются в школах достаточно широко, то с обучением педагогов дела обстоят гораздо хуже. Многие учителя сами не знают правила безопасного поведения и в интернете или пренебрегают ими.
Вячеслав Лещинер, преподаватель Корпоративного университета Московского образования:
«Зачастую учителя сами не помнят или даже не знают своих паролей, не выходят из аккаунтов. Я удивляюсь, что еще не все школьники научились ставить себе оценки в электронный журнал с учительского компьютера».
Поэтому просвещение учителей — первое с чего нужно начинать противодействие киберугрозам в школе. Например, можно пройти бесплатный курс по цифровой грамотности от «Учи.ру»: меньше чем за месяц он научит, как создать комфортную цифровую среду в классе.
Бесплатные курсы для педагогов также проводит Корпоративный университет Московского образования.
Кроме того, даже если учителя знают о существовании проблемы, они не всегда осознают ее серьезность и понимают, что с ней делать. Так, по данным исследования 2021 года, только половина учителей знает, как бороться с кибербуллингом. Каждый пятый опрошенный (20 процентов) не представляет, что с ним делать, а девять процентов вообще не считают его проблемой.
Еще 20 процентов педагогов просто не знают о таком явлении.
к содержанию ↑15 ноября пройдет бесплатная онлайн-конференция по кибербезопасности для педагогов. Встречу в рамках проекта «Другие уроки» проводят Учи.ру, VK Образование, Сферум и московский департамент образования. Специалисты расскажут о способах борьбы с киберугрозами и поделятся полезными методическими рекомендациями для учителей.
Наблюдать за детьми в офлайне
Вячеслав Лещинер:
«Когда мы проводим занятия с учителями по информационной безопасности, многие говорят, что и рады были бы заметить какие-то процессы на страницах детей — но как туда попасть?».
Мир социальных сетей довольно закрытый. Настройки приватности помогают детям защититься от мошенников, но они же позволяют им закрываться и от учителей. Поэтому педагогу нет особого смысла мониторить страницы учеников — маловероятно, что он что-то там увидит.
Другое дело — постоянно наблюдать за детьми, поддерживать с ними хорошие, доверительные отношения, быть в курсе их дел. О многих проблемах дети никогда не расскажут, но наблюдательный педагог заметит косвенные признаки, причем не в интернете, а в реальной жизни.
Например, ребенок замкнулся, плохо взаимодействует с окружающими, часто смотрит в телефон, постоянно куда-то отлучается с уроков, или у него вдруг появляется новый гаджет, который родители ему не покупали. У субкультур (таких, как АУЕ и скулшутинг) есть внешняя атрибутика, иногда даже мерч, т. е.
футболки или толстовки с надписями.
к содержанию ↑Воспитывать детей
Главное, что может сделать учитель и школа для защиты детей (как бы банально это ни звучало) — учить и воспитывать. Никакие фильтры и запреты не оградят подростков от опасностей. Но знания и понимание, куда можно обратиться за помощью, очень им помогут.
Рустэм Газизов рекомендует проводить в рамках ОБЖ или информатики уроки киберграмотности. При этом очень важно не просто рассказывать детям теорию, но убедиться, что они научились применять ее на практике. Для учеников начальной школы теорию можно отрабатывать в ходе квеста, для старшеклассников — проводить тестирование с открытыми вариантами ответов.
«Ребенок должен знать базу: почему не стоит создавать одинаковые пароли, переходить по подозрительным ссылкам из писем, кликать на яркие всплывающие баннеры; не ставить геометки и не делиться геолокацией в соцсетях, не отвечать на сообщения незнакомцев, с осторожностью подключаться к общественным точкам Wi-Fi, иметь представление о фишинге и социальной инженерии».
Понять, когда начинать говорить с детьми о кибербезопасности, очень просто: ровно с того момента, когда они начинают пользоваться гаджетами. Если это происходит в первом классе — значит, уже пора. Если классный руководитель не считает себя достаточно компетентным, можно пригласить преподавателя информатики или школьного системного администратора — обычно он осведомлен о теме даже лучше, чем учитель-предметник.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
к содержанию ↑Отзывы
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться.
Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу , выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая.
Ваш шаблон экономит время , своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво . Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио . Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога.
И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка.
Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени , т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
2007-2024 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 109388 г. Москвва, Гурьянова 69-2-710
Адрес учредителя: 109388 г. Москвва, Гурьянова 69-2-710
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст.
1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Хостинг от uCoz
сервис вебинаров —>
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
к содержанию ↑10 правил безопасности в интернете для детей
В интернете, как и в реальности, можно столкнуться с обманом, травлей и насилием. Поэтому дети должны соблюдать такие же правила безопасности, как и в реальном мире. Ниже привели рекомендации, с которыми нужно ознакомиться каждому ребенку.
9 февраля 20226 минут на чтение
Спроси совета у взрослого
В любой спорной ситуации лучше советоваться с родителями. Если ребенок собирается пройти регистрацию на сайте, опубликовать свои фотографии и поделиться личной информацией, сначала желательно сообщить об этом взрослым. Родители проанализируют ситуацию и определят, насколько опасен сайт, можно ли загружать туда фотографии и какие именно снимки подходят для публикации.
Подростки, столкнувшиеся с травлей и преследованием в сети, не должны бояться рассказать об этом. О любом случае, вызвавшем смущение или тревогу, следует сообщать взрослым.
Не верь рекламным объявлениям
Никто не защищен от мошеннических действий, даже взрослые. Иногда требуется слишком много времени, чтобы понять, что перед тобой обманщик. Однако есть четкие признаки подозрительных и опасных сайтов: обилие яркой рекламы на странице, «кричащие заголовки», предлагающие «прямо сейчас» и «бесплатно» – такой информации в сети доверять не следует.
Чтобы убедиться, что информация не несет вреда и соответствует действительности, можно сравнить ее в других источниках, а также уточнить у родителей и друзей, стоит ли доверять опубликованному.
к содержанию ↑Придумай сложные пароли
Простой пароль легко запомнить и легко взломать, поэтому стоит все-таки более серьезно отнестись к его созданию. Детям необходимо придумать сложные комбинации из заглавных и строчных букв, с добавлением цифр и символов. Также для разных сайтов в интернете должны быть придуманы разные пароли, чтобы при взломе одного профиля доступ к остальным остался закрыт.
Используй только официальные сайты
Фишинг – способ, который используют мошенники для выманивания личных данных через интернет. Происходит это так: пользователь получает ссылку, похожую на адрес соцсети или почтового сервиса, переходит по ней, вводит на поддельном сайте конфиденциальные данные и становится жертвой злоумышленников. Система автоматически устанавливает вредоносные программы на устройство и крадет персональные данные.
Чтобы этого не произошло, важно внимательно проверять все, что вам присылают, прежде чем переходить по ссылкам. Обращайте внимание на детали, проверяйте адрес сайта, на который вам предстоит зайти. Чаще всего разница заключается в одной букве: например, для mail.ru может быть создан meil.ru, а для vk.com – vc.com.
к содержанию ↑Отличай поддельные аккаунты
В интернете любой может придумать себе личность – проверить информацию не так просто, как кажется. Это затрудняет распознавание тех, кто скрывается под фейковым именем. Подделку отличить все-таки можно, и вот основные ее признаки:
- минимум друзей или их отсутствие;
- страница обычно только что созданная и пустая;
- незнакомец постоянно соглашается, указывает на вашу с ним схожесть;
- назойливость, не готовность прерывать разговор;
- большая разница в возрасте – взрослый человек не должен настойчиво набиваться в друзья детям.