Профстандарт: 03.001

Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе»

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 июня 2020 года N 351н

Специалист по социальной работеРегистрационный номер

I. Общие сведения

Деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

03.001(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предоставление социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности

Группа занятий:
2635Специалисты в области организации и ведения социальной работы(код ОКЗ)(наименование)(код ОКЗ)(наименование)

_________________
Общероссийский классификатор занятий.

87.10Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания87.30Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания87.90Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая88.10Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам88.91Предоставление услуг по дневному уходу за детьми88.99

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

(код ОКВЭД)(наименование вида экономической деятельности)

_________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

к содержанию ↑

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функцииТрудовые функциинаименованиеуровень квалификациинаименованиеуровень (подуровень) квалификацииДеятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки иОпределение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживанииA/01.6государственной социальной помощи

Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг

A/02.6

Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании

A/03.6Деятельность по планированию, организации, контролю реализации и развитию социального обслуживания

Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании

B/01.6Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услугB/02.6

Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании

B/03.6Развитие и повышение эффективности социального обслуживанияB/04.6

к содержанию ↑

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

Уровень квалификацииПроисхождение обобщенной трудовой функцииОригиналЗаимствовано из оригиналаКод оригиналаРегистрационный номер профессионального стандартаВозможные наименования должностей, профессийСпециалист по социальной работеТребования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена

Высшее образование — бакалавриат

Высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работыОсобые условия допуска к работе

Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

_________________
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г.

Новости по теме:   Больничный в другом регионе

N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный N 56976), приказом Минтруда России N 187н, Минздрава России N 268н от 3 апреля 2020 г.

(зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный N 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный N 58430).

к содержанию ↑

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

  1. Профессиональный стандарт социального работника
  2. Функции и обязанности
  3. Специфика деятельности
  4. Аттестация социальных работников
  5. Какое обучение необходимо для работы

На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.
к содержанию ↑

Профессиональный стандарт социального работника

Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

— среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

к содержанию ↑

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Новости по теме:   Что такое отсрочка и чем она отличается при мобилизации и по призыву. Простыми словами

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов).

Еще одна функция — содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.

к содержанию ↑

Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.

к содержанию ↑

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи.

Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

к содержанию ↑

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом.

Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

к содержанию ↑

Личные качества социального работника

Профессиограмма — это система признаков, характеризующих ту или иную профессию, включающая в себя перечень требований, предъявляемых данной профессией к работнику.

Профессиограмма социального работника

Социальная работа – это сложный процесс, который требует от специалиста прочных знаний во многих сферах: психологии, педагогике, социологии, правоведении, медицине, экономике, теории управления и т.д. Во многом эффективность социальной работы зависит от умений, опыта, профессиональных и личностных качеств социального работника.

Замечание 2

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Профессиональные качества социального работника – это психологические особенности личности, необходимые для усвоения специальных навыков, знаний, умений, для достижения высокого уровня профессионализма.

Профессиональные качества социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи определенных методов. Это необходимо для более эффективного выполнения профессиональных задач. Современная ситуация развития общества характеризуется обновлением всех систем и социальных институтов.

Профессиональные знания социального работника включают знания основ социально-педагогической деятельности и законодательства.

Специалист по социальной работе должен обладать следующими качествами:

  • стремление понять позицию других, внимательность;
  • общительность и дружелюбие;
  • обходительность, вежливость;
  • наличие лидерских качеств;
  • умение следовать предписаниям;
  • ответственность;
  • жизнерадостность;
  • толерантность, альтруизм, энтузиазм, умение заботиться о других;
  • умение взаимодействовать с другими людьми;
  • способность выполнять разнообразную работу;
  • последовательность и аккуратность в работе;
  • способность обучать других;
  • самостоятельность суждений, умение воплощать свои идеи.
Новости по теме:   Заявление на отпуск без содержания

«Личные качества социального работника» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыПомощь с рефератом от нейросети

Негативно сказывается на результате работы социального работника наличие таких факторов, как недостаточность инструктивно-методической и нормативной базы ввиду новизны профессии, неотработанность инструментария, «профессиональное одиночество», которое означает непонимание значения и специфики должности.

Со стороны профессии к социальному работнику предъявляется ряд особых требований, которые находят выражение в профессиограмме. Специалист по социальной работе должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть профессионально подготовленным;
  • уметь предвидеть последствия своих действий и проводить в жизнь ценности профессии социального работника;
  • быть эрудированным в сфере политики, культуры, социального развития, экономики;
  • обладать навыками коммуникативного общения. специалист по социальной работе должен уметь правильно общаться с людьми разных категорий: трудными подростками, пожилыми людьми, инвалидами, маргинальными личностями;
  • иметь профессиональный такт, соблюдать принципы социальной работы, профессиональную тайну;
  • уметь принимать решения в сложных ситуациях;
  • быть готовым выполнять профессиональный долг в любых условиях, обладать эмоциональной устойчивостью, в любой ситуации сохранять самообладание.
к содержанию ↑

Личные качества специалиста по социальной работе

На основе моральных оценок людей делят на честных и лживых, милосердных и жестоких, добрых и злых, ответственных и безответственных и т. д. Эти противопоставления имеют значения для выявления нравственных качеств специалистов по социальной работе.

Ввиду того, что профессия социального работника является «помогающей» и отличается гуманистической направленностью, специалисты должны иметь только положительные качества (милосердный, добрый, ответственный, честный и т. д.), не противоречащие системе ценностей данной профессии. Для социальной работы пригоден не каждый человек, что следует учитывать при выборе этой профессии.

Однако моральная типология личности, основанная на противопоставлении положительных и отрицательных качеств, не является достаточной. На результат социальной работы оказывают влияние не только личностные качества специалиста, но и технологии, применяемые им. Но личностные качества стоят на первом месте.

Среди таких качеств в первую очередь следует отметить следующие: эмпатия, душевная теплота, искренность, инициативность, настойчивость, энергичность, здравый ум, гибкость.

Эмпатия – глубокое чувство, которое передает душевное единение личностей, когда человек так проникнут переживаниями и чувствами другого, стремлением разделить с ним эти чувства, что как бы отождествляется с ним. Вобрать в себя внутренний мир и ощутить все проблемы другого человека, конечно, невозможно. Но именно в процессе эмпатии возникает ощущение сопричастности и взаимное понимание.

Но эмпатию нельзя подменять выражением симпатии к клиенту. Эмпатия отличается от симпатии. Выражение симпатии заключается в жалости, сожалении, сочувствии, а эмпатия связана именно с пониманием.

Симпатия естественна для взаимоотношений между людьми, однако в профессиональной социальной работе она может быть неуместной, так как симпатия основана на согласии с человеком, а эмпатия – на признании и понимании. Симпатия в своем худшем виде может стать основой для сделки между специалистом и клиентом, и произвести на клиента обратное воздействие. Эмпатия же помогает снять остроту переживаний и разобраться в проблеме.

Без развитой эмпатии невозможна практическая социальная работа. Профессиональные навыки эмпатии можно развивать.

С эмпатией тесно связана искренность. Социальный работник может знать, как решить проблему клиенту, но важно, чтобы клиент почувствовал искреннюю заинтересованность специалиста.

Специалист по социальной работе не воспринимает себя отдельно от своей профессии. Желание помогать другим становится его образом жизни. Однако искренность специалиста не должна быть безрассудной.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Специалист по социальной работе должен всегда, независимо от личного отношения к клиенту, исходить из заинтересованности в решении проблем клиента и оказывать ему действенную помощь.

Эмпатия, искренность и душевная теплота – это три главных качества специалиста по социальной работе.

Следующая
Трудовое правоКак работодателю написать рекомендательное письмо работнику

Добавить комментарий