Роль и функции военной прокуратуры: обязанности и полномочия
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Администрация Президента России 2025 год
го закона, сроком на пять лет. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору Российской Федерации.
4. Военные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
5. Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, групп войск, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
6. Иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.
7. Прокуроры военных округов, групп войск, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.
8. Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.
9. Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.
10. Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих.
Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.
11. Аттестация военных прокуроров и следователей производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.
Военным прокурорам и следователям с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации.
12. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.
13. Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Статья 49. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих и работников органов военной прокуратуры
1. На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.
2. Выплата денежного довольствия военным прокурорам и следователям производится Министерством обороны Российской Федерации, командованием других войск и воинских формирований по установленным для военнослужащих нормам. Военным прокурорам и следователям с учетом особого характера службы выплачиваются надбавки в размере 50 процентов должностного оклада.
3. Лицам гражданского персонала, не являющимся военными прокурорами и следователями, выплачиваются надбавки за квалификационные категории в порядке и размерах, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Статья 50. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры
1. Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, командованием других войск и воинских формирований за счет выделяемых им для этих целей средств федерального бюджета.
2. Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов обеспечения и довольствия производятся Министерством обороны Российской Федерации, командованием других войск и воинских формирований по установленным нормам.
3. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.
к содержанию ↑Раздел VII.Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры
Статья 51. Статистическая отчетность
Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
Статья 52. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Финансирование строительства и капитального ремонта зданий, технического оснащения органов прокуратуры может осуществляться также за счет средств местных бюджетов.
Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления обеспечивают расположенные на подведомственных им территориях органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями на условиях аренды и их охрану органами внутренних дел.
3. Транспортными и техническими средствами органы прокуратуры обеспечиваются в централизованном порядке Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Статья 53. Печать органов и учреждений прокуратуры
Органы и учреждения прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием учреждения.
Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пункте 3 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статье 6, статье 7, статье 10, пункте 1 статьи 22, статье 25, пункте 1 статьи 27, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 — 4 статьи 35, статье 37, пунктах 1 и 2 статьи 40, пункте 1 статьи 41, статье 42, пункте 3 статьи 43, статьях 44, 45, 47, пунктах 1, 2, 6, 9 — 12 статьи 48, статьях 49 и 50 настоящего Федерального закона) — Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и советники, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;
прокурорские работники — работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).».
Статья 2. О сроках и порядке введения в действие настоящего Федерального закона
1. Ввести настоящий Федеральный закон в действие со дня его официального опубликования, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.
2. Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, ввести в действие с 1 января 1996 года.
3. Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
к содержанию ↑Система органов военной прокуратуры Российской Федерации и их полномочия
Петрова, Е. Д. Система органов военной прокуратуры Российской Федерации и их полномочия / Е.
Д. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2025. — № 5 (504). — С.
308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110989/ (дата обращения: 29.07.2024).
Военная прокуратура Российской Федерации — это специализированная структура единой централизованной системы Прокуратуры Российской Федерации. Военная прокуратура осуществляет функции надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, также выполняет функции уголовного преследования.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Организационное строительство органов военной прокуратуры как управленческий процесс включает в себя установление системы органов, их структуры, состава, численности, штатов, управленческих связей между структурными элементами, разграничение компетенции и распределение полномочий.
Система органов военной прокуратуры является составной частью единой централизованной системы органов прокуратуры РФ (ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 11, п. 6 ст. 14 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Проанализировав статью 46 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что в системе органов военной прокуратуры имеется три звена. В основе этой звенности находится военно-административное деление Российской Федерации.
Высшим звеном этой системы является Главная военная прокуратура, которую возглавляет Главный военный прокурор. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, одновременно с этим является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. На сегодняшний день указанную должность с 2017 года занимает Петров Валерий Георгиевич.
В структуру Главной военной прокуратуры включаются управления, отделы, приемная, канцелярия. Начальники данных структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками Главного военного прокурора.
Также, в Главной военной прокуратуре образуется коллегия, в состав которой входят Главный военный прокурор (он же — председатель), его первый заместитель, заместители других прокурорских работников, которые назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Средним звеном этой системы являются военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации.
Низовым звеном системы органов военной прокуратуры являются военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Военные прокуроры независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления [1, 196].
Военные прокуроры полномочны:
– участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
– назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на которые возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят проверяемые воинские части и учреждения;
– беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей по служебному удостоверению, иметь доступ к их документам и материалам;
– проверять законность содержания осужденных, арестованных, задержанных военнослужащих, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
– требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц в местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры может быть возложено осуществление функций прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ [2, 76].
Ученые-правоведы выделяют в деятельности военной прокуратуры Российской Федерации следующие направления:
– надзор за защитой прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ветеранов, членов их семей;
– надзор за соблюдением законов в деятельности органов военного управления, военно-учебных заведений, воинских частей и учреждений, должностных лиц Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; надзор за реализацией органами военного управления прав и свобод человека и гражданина;
– надзор за законностью действий органов, ведущих в Вооруженных Силах оперативно-розыскную деятельность, осуществляющих дознание и предварительное следствие;
– надзор за законностью работы федеральных органов безопасности; участие в судебном рассмотрении дел.
Судебная функция военной прокуратуры хоть и присутствует, но рассматривается как менее важная по сравнению с надзорной и правозащитной [3, 169].
Таким образом, органы военной прокуратуры представляют собой неотъемлемую часть централизованной федеральной системы прокуратуры Российской Федерации, в которой нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Руководство военной прокуратуры независимо от военного командования и от всех ветвей государственной власти, его конкретный персональный состав утверждается на высшем уровне государственного управления. Данный факт подчеркивает самостоятельность и значимость военного прокурорского надзора в Российской Федерации.
- Правоохранительные органы: классический учебник: учебник / А. П. Галоганов, А. В. Ендольцева, П. А. Кучеренко [и др.]; под ред. П. А. Кучеренко, О. В. Химичевой, А. В. Ендольцевой. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2022. — 432 с.
- Организационно-правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ: учебное пособие / А. Н. Позднышов, А. В. Николаев, А. А. Арзуманян, Е. В. Маркина; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). — Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. — 248 с.
- Никитин Александр Павлович (2017). Сравнительно-правовой анализ приоритетных направлений деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации и Франции. Образование и право, (12), 165–171.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/e0bf11e769c96d052ba8ca6cc9fb7614a3a8a20d/ (дата обращения: 02.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, военная прокуратура, военное управление, Генеральный прокурор, Главная военная прокуратура, Главный военный прокурор, единая централизованная система, орган прокуратуры, Сила, система органов.
Следующая