ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование
ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.
(п. 8.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
8.11. Разворот запрещается:
на пешеходных переходах;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
к содержанию ↑Одновременное перестроение
В правилах дорожного движения про перестроение говорится следующее:
«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.
1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, независимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева.
Можете сделать это только по собственному желанию. Правило «помехи справа» не действует.
2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило «помехи справа» не действует.
3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение.
По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило «помехи справа». Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, врываться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит.
Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.
4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило «помехи справа».
к содержанию ↑Обобщенные правила перестроения
На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:
1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.
2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.
3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (могут и не пропустить) только те, кто перестраивается одновременно со мной.
Помеха справа: как работает это правило и почему ему нельзя всегда доверять
Правило «помехи справа» заучил как мантру каждый водитель. Правда, некоторые не до конца понимают, как оно работает, а иные считают его универсальным решением в любых непонятных ситуациях. При этом в ПДД такой формулировки, как «помеха справа», нет вовсе, а само правило имеет много важных оговорок, из-за которых на него нельзя так слепо полагаться.
Давайте вспомним, на основании каких пунктов ПДД оно сформировалось и как работает.
Начнем с базы: многие водители, запомнив народную формулировку «помеха справа», даже не понимают, кто кому в итоге должен уступать – то ли они, то ли сама «помеха». Поясняем: правило «помеха справа» означает, что уступает дорогу тот водитель, у которого появилась помеха справа – а тот автомобиль, который и есть сама «помеха», имеет приоритет.
Правило «помехи справа» появилось как народная трактовка нескольких пунктов ПДД.
Пункт 8.9 указывает, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». То есть, при встрече двух автомобилей, например, на нерегулируемом равнозначном перекрестке или на прилегающей территории приоритет проезда будет иметь тот, к кому другой автомобиль приближается слева.
Впрочем, встречу на разнозначном нерегулируемом перекрестке дополнительно обозначает пункт 13.11. Он указывает, что «на перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1
Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Исключение в пункте 13.11.1 – это кольцевое движение, где автомобили на кольце имеют приоритет и не обязаны уступать тем, кто въезжает на кольцо справа. Однако здесь же, в пункте 13.11, есть еще одно важное условие проезда равнозначных перекрестков:
«на таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения».
Пункт 8.4 добавляет к вышесказанному, что «при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». То есть, и при перестроении действует правило «помехи справа» – но только при одновременном перестроении двух автомобилей в одну полосу, когда ни у одного из них нет приоритета.
Исходя из всего, что сказано в вышеупомянутых пунктах ПДД, для применения правила «помехи справа» должны соблюдаться следующие условия:
- траектории движения транспортных средств пересекаются;
- правила разъезда не регламентируются другими пунктами ПДД;
- оба транспортных средства равнозначны – то есть, ни у кого нет приоритета.
Проще говоря, надо понимать, что правило «помехи справа» – это последний вариант, когда никакие другие правила разъезда и приоритета не действуют. При выезде со второстепенной дороги на главную, при перестроении в соседнюю полосу, где едет другой автомобиль, при выезде с прилегающей территории и во всех других случаях, где приоритет движения оговорен ПДД, правило «помехи справа» не действует.
Несмотря на кажущуюся простоту правила «помеха справа», ему не стоит слепо доверять во всех неоднозначных дорожных ситуациях. Вот несколько примеров того, когда это правило может обмануть.
Проезд пересечения асфальтовой и грунтовой дороги. Многие водители на перекрестках смотрят только на знаки и при их отсутствии считают перекресток равнозначным. Однако в ПДД в определении главной дороги сказано в том числе, что главная дорога – это «дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой».
Более того, здесь есть еще одно важное дополнение: «наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой». Чувствуете, насколько легко обмануться при проезде такого перекрестка? Конечно, подобные перекрестки почти всегда оснащены знаками, но если знака не окажется, далеко не каждый водитель вспомнит, что грунтовка по умолчанию уступает асфальту, даже если перед перекрестком кусок грунтовки будет заасфальтирован. А зимой, когда дороги покрыты снегом, вероятность ошибки увеличивается в разы.
Проезд равнозначного перекрестка с трамвайными путями. Правило «помехи справа» знает каждый первый, а вот оговорку в пункте 13.11 ПДД вспомнит далеко не каждый. Как было сказано выше, на равнозначных перекрестках трамвай имеет приоритет над безрельсовыми транспортными средствами.
Поэтому на трамвай правило «помехи справа» не распространяется: дорогу он не уступит, потому что не обязан, а при ДТП с трамваем виноват будет водитель автомобиля.
Не одновременное перестроение. Этот вариант заслуживает отдельной оговорки. При перестроении не надо думать, что помеха справа работает всегда, даже когда вторая машина едет по своей полосе.
Ведь иногда доходит до абсурда, когда участники движения придумывают себе собственные ПДД, в которых «помеха справа» дает им приоритет во всех возможных ситуациях – в том числе при перестроении в соседнюю полосу, в которой движется другой автомобиль, или при проезде неравнозначных либо регулируемых перекрестков. На деле же стоит дважды осмотреться, начиная и выполняя перестроение.
Во-первых, автомобиль, который движется в своей полосе без изменения движения, имеет приоритет и не обязан уступать дорогу при перестроении других машин. А во-вторых, даже если перестроение будет одновременным, однозначности при ДТП это может не добавить. Например, водитель, у которого была «помеха справа», может начать перестроение раньше и закончить его к моменту, когда второй водитель будет только въезжать на полосу.
Как в таком случае будет трактоваться вина в ДТП, будет решать инспектор, а доказать свою формальную невиновность получится только при наличии записей с видеорегистратора. И если заниматься этим не хочется, не нужно слепо полагаться на «помеху справа».
Перестроение влево при сужении дороги. Еще один вариант обманчивого перестроения – это перестроение влево, если дорога сужается с правой стороны. Многие в такой ситуации продолжают ехать вдоль отбойника или линии обочины, считая, что они не совершают маневра, а водители в левой полосе должны им уступить, потому что у них помеха справа.
На самом же деле перестроение при сужении дороги – это такое же перестроение, как и любое другое, поэтому приоритет здесь у тех, кто движется по своей полосе без изменения направления движения. Уступать дорогу должны те, чья полоса сужается.
Само собой, в КоАП нет отдельной статьи за нарушение правила «помехи справа». Если не уступить дорогу, нарушение будет трактоваться в зависимости от конкретной ситуации.
Например, если не уступить дорогу автомобилю справа на равнозначном перекрёстке, можно получить штраф в размере 1000 рублей согласно пункту 2 статьи 12.13 КоАП РФ.
Если не уступить дорогу машине с мигалкой и сиреной, то наказание будет по части 1 статьи 12.17 – штраф в размере 500 рублей.
Если же это будет не просто машина с мигалкой, а автомобиль экстренных служб, то это уже часть 2 статьи 12.17, и наказание по ней гораздо более суровое: штраф в размере от 3000 до 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 месяцев до 1 года.
Ну а остальные случаи несоблюдения правила «помехи справа» трактуются по части 3 статьи 12.14 КоАП. Она предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.
к содержанию ↑ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа
Некоторые правила выветриваются сразу после автошколы, поэтому в проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем пункты, которые водители обычно зубрят уже после аварии. Для знатоков предлагаем небольшой тест в конце статьи.
Правило правой руки — так на жаргоне называется требование уступить помехе справа. Пикантная подробность в том, что правило это растащено сразу по трём пунктам ПДД. Ниже мы приведём их точные формулировки, а суть заключается в следующем.
Пункт 13.11 действует на перекрёстках равнозначных дорог, в том числе когда главная дорога поворачивает. Исключение сделано для перекрёстков с круговым движением: даже в отсутствие знаков приоритета едет первым тот, кто уже на кольце. Знак 4.3 «Круговое движение» при этом обязателен.
Пункт 8.4 обязывает уступать помехе справа при одновременном перестроении — это правило часто работает на многополосных магистралях.
И, наконец, во всех неясных ситуациях, когда траектории пересеклись, действует пункт 8.9. Например, он востребован при разъездах на парковках или при одновременном развороте по траекториям разной крутизны.
Требование уступить помехе справа кажется простым, и тем не менее нарушают его частенько и не всегда со злым умыслом.
В этом видео приятно удивляет корректная речь и аргументированная позиция владельца регистратора Region 52/Youtube.com
Типичный пример: вы едете вдоль жилого массива, приближаетесь к пересечению проезжих частей, справа появляется автомобиль. Нужно ли уступать ему? Если территория справа является жилой зоной или любой другой прилегающей территорией (парковкой, например), правило правой руки для вас не действует — уступает тот, кто выезжает. Но если он находится на равноценной дороге, которая во всех градостроительных документах считается улицей, в отсутствие знаков приоритета уступать должны вы.
Пример ситуации, когда определить, кто же должен был уступать, крайне сложно: примыкающая справа проезжая часть может быть как полноценной дорогой, так и выездом с рынка, на чём настаивает владелец регистратора
На иллюстрациях к билетам автошколы жилые зоны и прилегающие территории обозначены явно. В реальности предугадать, является ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей, не всегда просто. Тем более зимой, когда проезжую часть могут накатать по снегу прямо через газон.
На парковках супермаркетов водители нередко считают себя на главной дороге, двигаясь по прямому проезду: дескать, уступать должны те, кто выезжает из боковых «проулков». Но чаще всего территория парковки является «равнозначной», поэтому при пересечении траекторий действует пункт 8.9.
Пересечения траекторий возникают и в местах сужения проезжей части. Проблем нет, если они обозначены знаками и разметкой, например, мы чётко видим конец разгонной полосы и уступаем тем, кто движется по основной проезжей части. А если нет? Тогда возникает двусмысленность, потому что при «равноценном» сужении дороги уступать должны те, кто движется в левых рядах.
Это не интуитивно и для многих водителей оскорбительно, поэтому они стремятся втереть «правого» в обочину, хотя он прав не только физически, но и по существу.
В сухом остатке получаем следующее: в идеальном мире, где знаками отмечены выезды из жилых зон и с прилегающих территорий и где разметка всегда видима, проблем с применением правила правой руки нет. В реальном же мире часто возникает неясность, тем более у водителей не так много времени на принятие решения. Плюс многое решают привычки: например, интуитивно кажется, что на Т-образных перекрёстках приоритет у тех, кто едет прямо, хотя это не всегда так.
Запомним следующее: приближаясь к пересечению, на котором нет знаков, разметки или явных признаков выезда с прилегающей территории, готовимся уступить помехе справа. Верно и обратное: если у вас помеха слева и вы уверены в своём преимуществе, имейте в виду, что оппонент может видеть ситуацию по-другому.
Попадать в аварии, где задействован один из трёх указанных пунктов, чревато: при их разборе ситуация нередко переворачивается с ног на голову. Были прецеденты, когда решение менялось через три года: изначально одному из водителей вменяли нарушение пункта 8.9 ПДД, но в судебных разбирательствах со страховой выяснялось, что пересечение всё же было неравноценным.
А теперь — небольшой тест.
к содержанию ↑Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы
Правила дорожного движения регулируются светофорами и знаками. Но что делать, если на перекрестке или во дворе их не оказалось, а ситуация спорная?
Фото: Autonews.ru
Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.
- Что это
- Когда действует
- На перекрестке
- Во дворе
- Штрафы
Что такое «Помеха справа»
Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].
Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.
к содержанию ↑Когда действует правило «Помеха справа»
Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:
1. Пути движения водителей пересекаются
Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.
2. Ситуация не регулируется другими ПДД
В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив.
При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.
к содержанию ↑3. Участники движения равнозначны
В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.
Помеха справа на перекрестке
Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке [2]. Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения).
Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.
Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.
к содержанию ↑Когда правило не действует
Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:
— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);
— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);
— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.
Следующая