Обгон паровозиком: наказание и штраф по ПДД

Обгон является самым рискованным маневром на дороге. Его выполнение требует от человека за рулем максимальной сосредоточенности и соблюдения правил, ведь малейшая ошибка может стоить водителю жизни. На занятиях в автошколе детально изучают технику совершения обгона, на теория со временем забывается.

Многие владельцы транспортных средств, «намотавшие» не одну тысячу километров, практикуют обгон «паровозиком». При этом некоторые из них даже не знают (или не помнят?), разрешено подобное в ПДД или нет.

к содержанию ↑

Можно ли совершать обгон паровозиком?

Обгон — опережение одного, двух или более автомобилей, для осуществления которого необходимо переместиться на полосу для встречного транспортного потока. Действие всегда заканчивается возвращением в правую часть дорожного полотна.

Выполнение обгона регламентировано разделом 11 «Правил дорожного движения». Перед тем, как выехать на «встречку», сидящий за рулем человек обязан удостовериться, что полоса свободна. Перемещение влево для совершения маневра запрещается, если:

  • Находящийся впереди автомобиль обгоняет медленно движущуюся технику или объезжает помеху.
  • Машина, которую необходимо опередить, подает сигнал о повороте налево.
  • К маневру уже приступило транспортное средство, едущее сзади.

Обгонять также нельзя, если очевидно, что на собственную полосу движения после завершения действия безопасно вернуться не удастся. Все вышеперечисленные требования закреплены в пункте 11.2 ПДД.

Что подразумевает «паровозик»? На оживленных трассах тихоходные транспортные средства зачастую собирают за собой «хвост» внушительной длины, состоящий из легковых автомобилей. Каждый из водителей в такой веренице ждет появления «окна» на встречной полосе. Как только оно образуется, ринуться обгонять фуру или трактор могут одновременно несколько машин.

При этом второй пристраивается» за первым в надежде, что успеет завершить маневр под его прикрытием.

Очень часто такая спешка заканчивается плачевно. Любой автомобилист, идущий на обгон, инстинктивно оценивает расстояние и временной промежуток только относительно своего транспортного средства. Тот, кто приступил к маневру первым, наверняка сможет вернуться на исходную полосу до сближения со встречной машиной.

А вот последовавший за ним «паровозиком» водитель может не успеть. Результатом часто становится лобовое столкновение со всеми вытекающими последствиями.

Из содержания пункта 11.2 ПДД следует, что подобное маневрирование строго запрещено законом. Начинать обгон можно только тогда, когда ни спереди, ни сзади нет транспортных средств, едущих в попутном направлении по встречной полосе.

к содержанию ↑

Наказание за обгон «паровозиком»

Наказание за несоблюдение правил маневрирования предусмотрено статьей 12.15 КоАП РФ. Перемещение на встречную полосу в запрещенных ситуациях карается в соответствии с пунктом 4 данной нормы. Автомобилисту, решившемуся на обгон «паровозиком», может грозить административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 месяцев до полугода.

Новости по теме:   Профессия патологоанатом

В случае повторного совершения подобного опасного действия денежное наказание не предусмотрено. Нарушитель лишится своего водительского удостоверения уже на 12 месяцев. Исключением являются лишь случаи фиксации проступков автоматическими камерами наблюдения.

При этом человеку придется еще раз заплатить государству 5000 рублей.

Риск быть привлеченным инспекторами ГИБДД к административной ответственности может удержать кого-то от необдуманного маневра. Однако штраф или лишение прав – ничто по сравнению с опасностью, которая создается для самих участников дорожного движения. Именно осознание угрозы человеческой жизни должно мотивировать водителей быть предельно аккуратными при выполнении обгона и всегда следовать требованиям ПДД.

Рубрики

  • Автомобили
  • Дороги, трассы, маршруты
  • Правила дорожного движения
  • Путешествия на машине
  • Советы
  • Экскурсии
к содержанию ↑

Можно ли обгонять тихоходов «гуськом» или «паровозиком»?

Из-за небольшого количества участков с прерывистой разметкой за большегрузными фурами выстраиваются очереди из легковушек, которые ждут подходящего окна для совершения обгона. Но мест, где можно безопасно выскочить на встречную полосу, немного. Поэтому при первой возможности на штурм чадящих тихоходов одновременно устремляется до десятка машин.

Позволителен ли такой маневр?

Вопрос-ответ

к содержанию ↑

Что такое «паровозик» ?

Десятилетие назад сотрудники ГИБДД сквозь пальцы смотрели на вечно спешащих лихачей. Стоило кому-нибудь впереди рвануться на встречку, как вся колонна начинала обгонять сама себя, меняясь местами. За первым автомобилем на встречке обычно выстраивались по три-четыре машины.

Прерывистая разметка дозволяла любые маневры. Однако за последние годы автомобилей стало настолько много, что обгоны «паровозиком» или «гуськом» стали часто заканчиваться плачевно. Первая машина успевала протиснуться в окно, а другие сталкивались лоб в лоб с неожиданно выскочившим встречным автомобилем.

Огромное количество смертельных случаев стало регистрироваться на трассах, идущих на восток страны. Это автомагистраль М5 «Урал», идущая через Рязань в Челябинск, Екатеринбург и далее, а также М7 «Волга», сужающаяся за Нижним Новгородом, и другие дороги. Бесконечной вереницей по ним следуют груженые фуры, между которыми снуют легковушки.

Теперь в правила внесены строгие поправки, по сути, запрещающие одновременный обгон тихоходов сразу несколькими автомобилями.

Пункт 11.2 ПДД гласит, что водителю запрещается выполнять обгон, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон.
  • Вопрос-ответ

    Таким образом, если кто-то в длинной «колбасе» машин вырвался на встречную полосу и понесся обгонять всех тихоходов, другие участники движения должны ждать, пока смельчак не вернется на свою полосу. Более того, обгон запрещен, даже если кто-то впереди подаст сигнал поворотником.

    К примеру, фура стала моргать левым указателем и все, кто следует за ней, не имеют права меняться местами. Раньше такие действия водителя фуры считались джентльменским предупреждением о приближающемся спереди ТС. Сейчас запрет оформлен законодательно.

    к содержанию ↑
    Новости по теме:   Как я разблокировал найденный телефон методами соц. инженерии

    Какое же наказание ждет нарушителей?

    Альтернатив здесь нет. При любом нарушении правил обгона сотрудники ГИБДД вменяют нарушителям часть 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает пятитысячный штраф или лишение прав на 4-6 месяцев за выезд на встречную полосу. При повторном нарушении существует и более строгое наказание.

    При этом сотрудники ГИБДД могут остановить любого водителя из вереницы одновременно обгоняющих автомобилей. Доводы о том, что он пошел на обгон первым, а другие пристроились, обычно не принимаются во внимание инспекторами. Настоящим спасением здесь является запись видеорегистратора.

    Хотя и здесь водителя могут наказать за то, что он не увидел, как следующее за ним транспортное средство начало обгон.

    Одновременный обгон «паровозиком» возможен лишь в тех местах, где для этого предусмотрена специальная полоса. Есть участки, где узкая дорога на время расширяется на одну и более полос. В этом случае обгон не считается обгоном, а зовется опережением попутных транспортных средств.

    к содержанию ↑

    Разберемся с терминами

    Для тех, кто не очень в теме, поясним, что так называемый обгон «паровозиком» — это когда водитель выезжает на встречную полосу для обгона, не дождавшись, пока едущий впереди автомобиль закончит обгон и вернется со «встречки» на свою полосу — вот как красный автобус на фото выше. И еще для понимания нам понадобится термин «двойной обгон» — это по сути обгон обгоняющего, то есть, если бы желтый автобус обгонял красный, который в это время совершал обгон автомобиля.

    к содержанию ↑

    А в чем, собственно, проблема?

    Вообще, тема законности обгона «паровозикам» стара как мир, но практику периодически лихорадит.

    В очередной раз гром грянул в мае этого года, когда судья Верховного суда оставил в силе штраф для водителя, посчитав, что тот «в нарушение требований пункта 11.2 Правил дорожного движения выполнил маневр обгона по полосе, предназначенной для встречного движения, в момент, когда движущееся впереди него по той же полосе транспортное средство совершало маневр обгона«.

    Получается, надо обгонять «по очереди»: первый выехал на «встречку», обогнал, вернулся на свою полосу и только тогда пошел на обгон второй, и так далее. Весть об этом моментально разнеслась по интернету и водителей стали пугать кардинальным изменением судебной практики, приводя самые свежие примеры наказания за «паровозик».

    Конечно, установить правила «обгон строго по одному» — это прекрасный способ снизить пропускную способность дорог, ведь часто, чтобы обогнать тихохода на двухполосном шоссе, приходится десятки километров плестись за ним в ожидании «окошка» с разрешенным обгоном, да и то, далеко не все успеют в это «окошко» просочиться. А так ли опасен обгон «паровозиком», если «встречка» просматривается до горизонта?

    к содержанию ↑

    А если внимательно прочитать п. 11.2 ПДД?

    Мнение эксперта
    Старостин Владислав Саныч

    Часть 2 пункта 11.2 ПДД действительно запрещает выполнять обгон, если «транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия».

    Читая такие тексты, постоянно возникает вопрос, а что, собственно, хотел сказать автор? Запрещен обгон — кого: обгоняемого («паровозик») или обгоняющего («двойной обгон»)? А если попутный автомобиль обгоняет кого-то в трех километрах впереди, мы тоже будем ждать, пока он вернется на свою полосу? Это точно — про безопасность движения?

    Новости по теме:   Прожиточный минимум с 1 января 2024 года в Пермском крае

    Нечеткость формулировок всегда приводит к чехарде в правоприменении.

    Да, конечно, при детальном юридическом анализе мы выясним, что обгон «паровозиком» эта норма не запрещает, но только кто на дороге будет этим анализом заниматься?

    Давайте рассмотрим п. 11.2 ПДД под лупой. Видите: обгон запрещен в двух случаях: когда едущий впереди (1) обгоняет или (2) объезжает препятствие.

    Обратите внимание на союз «или», он говорит о том, что маневры обгона и объезда законодатель считает однородными в том смысле, что их нарушение влечет одинаковые юридические последствия. А, значит, и конкретные действия водителя, признающиеся нарушением, должны быть одинаковыми как при обгоне, так и при объезде.

    Если в отношении обгона у нас появляются вопросы, кого запрещено обгонять — обгоняемого или обгоняющего, то применительно к объезду препятствия такой дилеммы не возникает. Текст: «обгон запрещен, если транспортное средство, движущееся впереди, производит объезд препятствия» трактуется однозначно: речь идет только о запрещении обгона автомобиля, который в данный момент объезжает препятствие.

    Но мы ведь помним, что у нас два однородных правила, которые не могут отличаться по характеру действий водителя, то есть, наш вывод для случая объезда препятствия должен быть справедлив и для случая обгона. Проше говоря, неправомерным является только обгон того автомобиля, который сам в данный момент выполняет обгон (т.е., «двойной обгон»). Никакие обгоны «паровозиком» этой нормой не запрещены.

    Казалось бы, все просто, но попробуйте это объяснить кому-то на дороге, и он ответит вам, что для него важнее судебная практика.

    к содержанию ↑

    А что говорит судебная практика?

    Вы еще помните о майском постановлении судьи? Так вот, спустя два месяца он же по аналогичному делу вынес другое постановление, где пришел к выводу, что обгон «паровозиком» не образует состава административного правонарушения. При этом судья сослался на постановление Пленума Верховного суда, где эта правовая позиция была сформулирована еще в 2019 году. Да, в Пленуме прямо так и написано: «не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия».

    То есть, это тот же вывод, к которому мы пришли при анализе п.11.2 ПДД: нельзя обгонять обгоняющего.

    Как видим, по меньшей мере с 2019 года не должно быть споров о применении этой нормы, а если они и возникают, то это следствие недостаточной правовой грамотности исполнителей на местах. И, конечно, постановление одного судьи не может изменить судебную практику. В любом случае, участие в деле грамотного адвоката существенно снижает ваши риски.

    И риторический вопрос в заключение: а что мешает прописать пункт 11.2 ПДД в формулировке Пленума Верховного суда, которая не допускает разночтений?

    Следующая
    РазноеВиды, формы и методы экологического контроля в Москве

    Добавить комментарий