Как изменится школьная программа с 1 сентября

Минпросвещения опубликовало приказ о внесении изменений в школьную программу с 1 сентября 2024 года. На почти 1 200 страницах подробно расписаны новые учебные модули по физкультуре, труду, культуре и другим предметам.

Гольф, чирлидинг, биатлон

В школьную программу по физкультуре планируют добавить 15 новых дисциплин. В рамках модуля по гольфу школьники будут изучать историю этого вида спорта в России и мире, этику гольфиста и правила безопасности при работе с инвентарём.

Чемпион мира по боксу и депутат Госдумы Николай Валуев раскритиковал это нововведение. По его словам, большинство российских школ не располагает условиями для игры в гольф.

«Вводимые в школьную программу спортивные дисциплины должны быть максимально адаптированы к как можно большему количеству школ. Я бы посоветовал, коль скоро ставится вопрос о воспитании патриотизма, обратить внимание на наши национальные виды спорта. Я знаю, что наши школьники уже играют в городки.

Считаю, что двигаться нужно именно в этом направлении».

Городошный спорт также планируется включить в программу. Валуев отметил, что ему «отрадно видеть» в программе по физкультуре бокс и самбо.

Также в списке новых дисциплин есть биатлон. По мнению разработчиков программы, он развивает внутреннюю организацию, самодисциплину и командные навыки. Модуль может изучаться на усмотрение школьного руководства — в рамках учебного плана или внеурочно, за счёт часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу.

Как отмечается в документе, в модуле роллер-спорта «на уровне начального общего образования могут быть изучены техники фигуриста (вращения, прыжки, в том числе аксель, тулуп, флип, лутц — хореографические элементы), техники фристайл-слалома (змейки, восьмёрки на одной ноге вперёд и назад, кораблик, бабочка), а также техники слайдов и дисциплины самокат, включая базовые трюки».

Ещё обновлённая программа включает чирлидинг (спортивные танцы, где хореография сочетается с акробатикой и гимнастикой), ушу, дзюдо, хоккей на траве и другие дисциплины. Примечательно, что отдельным модулем в программе прописано перетягивание каната.

«Это современный командный силовой вид спорта, позволяющий выстраивать отношения с ассистентами, судьями, тренерами, товарищами и соперниками. Занятия по перетягиванию каната имеют оздоровительную направленность, повышают уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма».

к содержанию ↑

Фейки, семейные ценности и национальные интересы

Обществознание как предмет исчезнет из программы 6–8-х классов, а в 9–11-х его содержание изменится. В частности, в 9-м классе появится модуль «Общественные коммуникации», в рамках которого подростков будут учить осознанно обращаться с персональными данными в Сети, познакомят с правовыми аспектами компьютерных игр и киберспорта, а также расскажут, как распознавать фейки и дезинформацию.

Знаменитый участник интеллектуальных игр и депутат Госдумы Анатолий Вассерман считает, что такой курс будет полезен, только если школьникам объяснят тонкости работы журналистов.

«Главная сложность — необходимость проверять всё, что узнаёшь, причём несколькими способами. А главный подводный камень — это опасность увлечься чем-то непроверенным или в принципе непроверяемым, из-за чего возникает риск одной публикацией испортить себе репутацию на много лет вперёд».

В программу обществознания в 11-м классе добавят темы «Создание семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России», «Готовность противостоять идеологии экстремизма и национализма» и «Правовая защита интересов России на международной арене».

к содержанию ↑

Робототехника и конструирование

Значительно расширилась программа по труду (технологии). Ребят научат работать с текстилем (кроить детали по готовым и собственным лекалам, шить и чинить вещи из тканей), а также с пластиком, поролоном, деревом и металлом, в том числе традиционными способами с элементами народных промыслов. Кроме того, школьники будут чертить разметки и развёртки, моделировать и конструировать несложные изделия по своему замыслу или по заданию.

А в рамках модуля «Робототехника» мальчиков и девочек научат строить и программировать полезные машины.

к содержанию ↑

Язык и культура коренных народов

В регионах будет уделяться больше внимания изучению местной культуры. Особенно это касается изучения родных языков, например чукотского, эрзянского, даргинского, аварского и кумыкского.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч
к содержанию ↑

Обновленный ФГОС СОО: что должны знать родители будущих десятиклассников?

Каждая образовательная организация нашей республики, реализующая программы среднего общего образования, сейчас проходит важный этап, связанный с подготовкой к введению с 1 сентября 2023 года в 10 классах обновленного федерального государственного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

Как показал мониторинг готовности к реализации ФГОС СОО, проведенный в марте-апреле нынешнего года в муниципалитетах республики, в средних общеобразовательных организациях ведется целенаправленная работа по подготовке к организации образовательного процесса в 2023-2024 учебном году в соответствии с обновленными ФГОС СОО: в образовательных организациях проводятся родительские собрания, родительские форумы, на которых администрация знакомит родителей будущих десятиклассников с основными изменениями, внесенными в Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, и особенностями организации образовательного процесса с 01.09.2023 г. в соответствии с обновленными ФГОС СОО. Особое внимание на родительских собраниях уделяется формированию учебного плана будущих 10 классов.

Важную роль в подготовке к реализации обновленного федерального государственного стандарта среднего общего образования играет проведение индивидуальных консультаций для родителей (законных представителей). Примечательно, что на сайтах образовательных организаций, отделов управления образования администраций муниципальных и городских округов размещена информация о подготовке к введению обновленного ФГОС СОО, работают «горячие линии» по вопросам реализации обновленных ФГОС и ФООП.

Также необходимо отметить важную роль проводимых на разных уровнях вебинаров, на которых рассматриваются актуальные вопросы перехода обучения в 10 классах по обновленному ФГОС СОО.

Напомним о том, что с 2023-2024 учебного года начинается реализация обновленного Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ».

«Внесение изменений в ФГОС СОО продиктовано необходимостью создания единого образовательного пространства на территории всей страны и соблюдения принципа преемственности с ФГОС начального общего и основного общего образования», — отмечает министр образования Дмитрий Захаров.

Реализация обновленного ФГОС СОО будет осуществляться посредством федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1014 от 23 ноября 2022 года.

Федеральные основные образовательные программы (ФООП) — это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Образовательные организации переходят на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Особенности обновленного ФГОС СОО:

— общий объем аудиторной работы обучающихся

Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).

Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

— определение количества (списка) изучаемых учебных предметов

В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования, в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.

Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе — обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов, как «Право» и «Экономика», интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.

Новости по теме:   Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ О производственных кооперативах (с изменениями и дополнениями)

Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы, как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.

Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание».

В связи с тем, что такие предметы, как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология», изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.

Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.

Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

к содержанию ↑

Каким будет 2024-2025 учебный год в российских школах

Учебный год 2024-2025 как никогда богат на изменения. Какими будут уроки технологии и физкультуры, что произойдет с историей и обществознанием, почему не стоит использовать телефоны на уроках и многое другое — собрали в статье главные инфоповоды.

Министерство просвещения опубликовало пять ключевых приказов, в которых заложены значительные изменения для образовательной системы России. Они касаются как учебного плана, так и федеральных образовательных программ. Большая часть изменений вступят в силу уже 1 сентября 2024 года.

к содержанию ↑

Учебный год 2024-2025: на технологии будут изучать больше модулей

С 1 сентября 2024 года изменится название предмета «Технология» на «Труд (технология)». Он будет включать пять обязательных модулей и три вариативных.

  1. «Производство и технологии»,
  2. «Технологии обработки пищевых продуктов»,
  3. «Компьютерная графика. Черчение»,
  4. «Робототехника»,
  5. «3-D моделирование, прототипирование, макетирование».

Вариативные, изучать программу которых можно по выбору: «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство».

Также Минпросвещения допускает разработку дополнительных вариативных модулей на уровне региона — в зависимости от его потребностей. Например, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии».

Всего на основную школу рекомендовано 272 учебных часа предмета «Труд». В 5, 6, 7 классах — 2 часа в неделю, в 8 и 9 классах — 1 час в неделю.

В начальных классах предмет включает четыре модуля: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов», где дети будут работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном и так далее. В начальной школе «Труд» будет проходить один раз в неделю.

к содержанию ↑

Как новый учебный год 2024-2025 изменит уроки физкультуры

Минпросвещения предложило добавить новые модули в уроки физкультуры по городошному спорту, гольфу, биатлону, скалолазанию, спортивному туризму, хоккею на траве, ушу, «чир спорту» (чирлидингу), перетягиванию каната, боксу, дзюдо, карате-кекусинкаю, тяжелой атлетике, конькам, теннису.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Кроме того, добавят модуль «Танцевальный спорт», где учащиеся узнают об основных принципах исполнения танцев европейской (венский вальс, медленный фокстрот) и латиноамериканской (самба, пасодобль) программ танцевального спорта.

Предлагается выделить и отдельный модуль «Компьютерный спорт» со следующими дисциплинами:

  • боевая арена,
  • соревновательные головоломки,
  • спортивный симулятор,
  • стратегия в реальном времени,
  • тактический трехмерный бой,
  • технический симулятор,
  • файтинг.

Все они могут использоваться в школьной программе физической культуры.

к содержанию ↑

История и обществознание: грядут кардинальные изменения в подходе и преподавании

Изменения, которые вступят в силу уже с 2024/2025 учебного года:

  • дополнение федеральной рабочей программы по учебному предмету «История» на уровне основного общего образования учебным курсом «История нашего края» (примерное количество учебных часов по этому курсу – 17).

Изменения, которые вступят в силу с 2025 года:

  • исключение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», курса «Введение в новейшую историю России»;
  • исключение предмета «Обществознание» из программы 6-8 классов. К его изучению школьники приступят с 9 класса. Общее количество рекомендованных учебных часов составит 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).
  • будет увеличено общее число часов на изучение истории с 340 до 476 часов: в 5-8 классах — по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе — по 2 часа в неделю.
к содержанию ↑

Что изменят в существующих программах предметов

Изменения коснулись содержания федеральной рабочей программы по литературе. В 5-9 классах значительно изменился набор произведений и порядок их изучения. Например, из программы 9 класса произведения ХХ века переместили в восьмой.

Новости по теме:   Как делится время суток по часам

В программы «Родной язык» и «Родная культура» по чукотскому, эрзянскому, даргинскому, аварскому, кумыкскому и другим языкам внесут новые модули, связанные с изучением культуры, традиционного быта, философии народов, которые на них говорят. Предполагается, что школьники будут уделять больше внимания устному народному творчеству, средневековой и современной литературе.

к содержанию ↑

Какие новые дисциплины добавят

В 2024/2025 учебном году во внеурочную деятельность для учеников 5-11 классов введут новый предмет — семьеведение. Инициатива была разработана в рамках реализации указа президента о Годе семьи.

Начиная с этого учебного года, предлагается освоение основ черчения в 9 классе, а также изучение учебного курса «Черчение» по технологическому (инженерному) профилю в 10-11 классах.

Что отменят

С 2024 года в школах не будут проводить всероссийские проверочные работы по иностранным языкам. Будет продолжаться дальше перевод ВПР в компьютерный формат. Также будет сокращено время выполнения: с 60-90 минут до 45 минут.

С 1 сентября 2024 году ученикам запретят «личные средства подвижной радиотелефонной связи» во время уроков. Поправки в Закон об образовании внесены в статью 43 пункт 4. Это означает, что теперь педагоги не могут просить школьников использовать телефоны во время учебного процесса даже для образовательных целей.

к содержанию ↑

Эксперт рассказал, что меняется в школах в 2023/2024 учебном году

Если в двух словах, то всё унифицируется и стандартизируется. А есть ли теперь место творчеству в работе учителя? Эксперт полагает, что есть.

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Платформа «Учи.ру» провела ежегодную онлайн-конференцию «Августовка — 2023». В рамках конференции руководитель образовательной программы 5–11 классов школы «Олимп-Плюс» Алексей Банев рассказал, что изменится в школах с 1 сентября (здесь можно посмотреть запись).

к содержанию ↑

Унифицированная федеральная образовательная программа

Спикер напомнил, что для учащихся 1–11-х классов вводятся унифицированные образовательные программы — их называют золотым стандартом. Раньше обязательно было ориентироваться только на ФГОС. Ещё была примерная основная образовательная программа (ПООП), но она не имела обязательного характера.

А теперь, помимо ФГОС, обязательной для всех школ становится федеральная образовательная программа (ФОП):

  • ФОП начального общего образования;
  • ФОП основного общего образования (для 5–9-х классов);
  • ФОП среднего общего образования (для 10-11-х классов).

Исключить что-то, предусмотренное в ФОП, нельзя, но можно её расширить с учетом, например, географических и культурных традиций.

Раньше учитель или школа сами разрабатывали на основе ФГОС рабочую учебную программу. Теперь же по некоторым предметам нужно применять готовые программы:

  • в начальной школе — по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру;
  • в основной и средней школе — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Как пояснил Алексей Банев, что-либо менять в этих программах — например, передвигать изучение темы из одного класса в другой в зависимости от своих методических подходов и готовности учеников воспринимать учебный материал, — учителям и школе теперь нельзя.

Зато начинающим педагогам стало проще — им раньше сложно было составлять программу, а теперь есть большой методический помощник. Ученикам же унифицированные программы могут быть удобны тем, что в случае перевода в другую школу, даже в другом регионе, ребёнок будет заниматься по той же программе, что и раньше (меньше стресса). Для родителей, по мнению спикера, плюс в том, что они чётко будут понимать, по каким программам учат их детей.

к содержанию ↑

Учебные планы в 10-11-х классах

«За последние годы мы в старшей школе привыкли к движению в сторону индивидуализации программы для учеников», — отметил Алексей Банев и пояснил, что было восемь обязательных для всех старшеклассников предметов и десять — по выбору на профильном или базовом уровнях. Из предметов, которые ученики могли выбирать на профильном уровне, получалось до 45 вариантов разных учебных планов.

Теперь вернули то же количество обязательных предметов, что было в предыдущие годы, — 13. И в федеральном учебном плане прописано 19 вариантов профильного обучения (то есть возможных комбинаций получается меньше, чем раньше).

Конечно, те профильные программы, которые выберет для применения у себя школа, могут не всегда совпадать с пожеланиями учеников. Но Алексей Банев напомнил, что это решается через индивидуальные учебные планы — они по-прежнему возможны.

Ещё одна прозвучавшая идея: грамотно сочетая по обязательным предметам очные уроки с дистанционными онлайн-курсами, можно высвободить больше времени для профильных предметов по выбору.

Следующая
РазноеДенисов Илья Павлович

Добавить комментарий