Военная служба в Российской Федерации
Вое́нная слу́жба в Росси́йской Федера́ции, разновидность федеральной государственной службы . Представляет собой особый вид деятельности, установленной государством на основании федерального закона в специально создаваемых им организациях (войсках, воинских формированиях ) и органах, решающих задачи в области обороны и военной безопасности специфическими (военными) методами в целях подготовки к вооружённой защите и защите Отечества.
Военная служба – сложное социальное и правовое явление, составляющее основу деятельности и функционирования Вооружённых Сил РФ , других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, которые непосредственно в государственный аппарат не входят, но призваны решать специальные задачи и реализовывать функции в сфере обеспечения обороны и военной безопасности. Правовой основой военной службы являются Конституция РФ , Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности , военной службы и статуса военнослужащих , международные договоры РФ.
Военная служба организуется для решения задач государства, осуществления его функций и функций государственных органов и организаций. Особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооружённой борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закреплённых за ними в нормативном порядке. По функциональному назначению военная служба делится на войсковую службу, службу в государственных органах и военизированных формированиях.
Основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах.
В то же время военная служба – специфический вид деятельности, характеризующийся следующими признаками:
- осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, – военной организации государства (иногда она именуется войском, вооружённой силой, армией);
- государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из неё;
- военная организация государства предназначена для участия в военных действиях ( войне или ином вооружённом противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооружённой борьбы;
- государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает её руководителей и устанавливает отличия входящих в неё лиц от остального населения страны.
Военной службе как разновидности федеральной государственной службы присущи следующие признаки:
- исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесённых Конституцией РФ к исключительному ведению РФ;
- финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;
- правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти . Порядок установления и прохождения военной службы определяется только федеральным законодательством и исключает возможность её введения в государственных органах и организациях субъектов РФ.
Военную службу исполняют военнослужащие, их деятельность носит государственный характер. Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ по призыву (обязательная) и добровольно ( по контракту ), лицами без гражданства и иностранными гражданами – по контракту. В соответствии с Федеральным законом от 23 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2), в период мобилизации , в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами , федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.
Военная служба неоднородна и имеет видовую дифференциацию. Под видом военной службы понимается её специализация, которая обусловливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них. Специализация реализуется в деятельности по исполнению полномочий отдельных государственных органов и выполнению специальных задач отдельными государственными организациями, наделёнными для этого специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности военнослужащих.
Военной службе присущи все основные свойства государственной службы : деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством.
Войсковую службу военнослужащие проходят в Вооружённых Силах РФ, пограничных войсках Федеральной службы безопасности РФ , в войсках национальной гвардии РФ , в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Основное функциональное предназначение войск – непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны государства, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий.
По критерию участия в решении задач обороны и безопасности войсковая служба может быть разделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями. Войсковая организация последних необходима, поскольку решаемые ими задачи обеспечения в целях обороны и безопасности также могут быть осуществлены в результате применения военных методов и средств вооружённой борьбы.
Военную службу военнослужащие проходят также в отдельных государственных органах: Службе внешней разведки РФ , органах Федеральной службы безопасности (согласно ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 № 135-ФЗ , сотрудники органов федеральной службы безопасности подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ), органах государственной охраны, органах военной прокуратуры , военных следственных органах Следственного комитета РФ и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ .
Опубликовано 13 июня 2025 г. в 22:47 (GMT+3). Последнее обновление 13 июня 2025 г. в 22:47 (GMT+3). Связаться с редакцией
Военная служба в современной России
В данной статье автором рассматривается военная служба в современных условиях. Автором выведены положительные и отрицательные стороны военной службы, проведен правовой анализ Военной службы в современных условиях.
Военная служба, по определению и по своей природе – это вид государственной службы, включающая специфические признаки, с помощью которых она отличается от военизированной государственной и гражданской службы. Несмотря на то, что в ФЗ «О системе государственной службы РФ» «устранены» особенности военной службы, в частности, дается ее определение как вида государственной службы, в связи с чем она становится в один ряд с другими видами, однако, в своем существенном содержании военная служба владеет ярко выраженными особенностями. Самое большое количество отличий между специальными видами службы в государственных органах и общегражданской государственной службой.
Всем специальным видам службы в государственных органах, включая военную службу, присущие признаки, среди которых необходимо выделить:
- специфику выполняемых задач и функций;
- специальные принципы организации службы;
- особые условия службы, часто сопряженные с риском;
- специфика профессиональной деятельности;
- особенные служебные обязанности;
- особые положения о дисциплине и дисциплинарные уставы с учетом особенностей должностных функций и условий службы сотрудников;
- особый порядок поступления и специфика прохождения государственной службы, особый порядок присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;
- определенный статус служащих, установленный круг обязанностей и прав;
- специфический порядок применения различных видов ответственности;
- наличие специального обеспечения.
Прохождение военной службы – регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при прохождении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Одно из ключевых преимуществ службы в армии, о котором молодые парни, как правило, не задумываются, это возможность дальнейшего трудоустройства в государственных и силовых ведомствах. Обязательное прохождение срочной службы – это главное условие для работы на государственной службе.
Мужчины, отслужившие в армии, являются более стрессоустойчивыми, обладают способностями быстрого принятия решения в напряжённых жизненных ситуациях. Для них нет трудностей, которые невозможно преодолеть.
Преимущества воинской службы на этом не заканчиваются, но главное, что стоит усвоить – служба, в первую очередь, это выполнение долга перед страной. А уклонение от него карается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Армия – это школа жизни, по прохождению которой вы уже не будете прежним. Но никто не говорит, что вы станете худшей копией себя, опыт молодых парней показывает совсем обратную ситуацию. Смотрите на этот этап своей жизни, как на возможность изменить свою жизнь к лучшему, прыгнуть выше своей головы.
В общие принципы военной службы, по мнению А. В. Азархина, следует включить принципы социально-правовой защиты военнослужащих, ранжирования воинских должностей и званий, ограничений прав и свобод военнослужащих в связи с исполнением особых обязанностей [9, с.
36].
Таким образом, – военная служба представляет собой сложное социальное и правовое явление, определяемое исполнением военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственных задач в области обороны и военной безопасности, закрепленных за ними в нормативном порядке.
Следующая