До окончания спецоперации: заключенным изменят военные контракты

Депутат из Татарстана выступил с громким анонсом на тему того, как теперь будут служить зэки (именно это слово использовал сам депутат). К теме подключился и член совета по правам человека при президенте РФ, который призвал защитить контрактников-добровольцев.

Сюжет

Депутат Государственного Совета Республики Татарстан Эдуард Шарафиев в своем тг-канале 5 сентября заявил, что в «условиях прохождения службы в рамках СВО так называемым „спецконтингентом“ (зеки) наметились существенные изменения».

«Всем известно, что больше года условия для зеков были такими: шесть месяцев службы и получаешь заветное помилование. Конечно, эти шесть месяцев для зеков были нелегкой прогулкой. Они применяются в качестве штурмовиков и почти все время находятся на линии боевого соприкосновения.

Естественно, они несут большие потери, отсидеться где-то в тылу у них не получается, поэтому, можно сказать, они искупают вину потом и кровью! Но при этом всем обществом задавались вопросы, почему те же мобилизованные и контрактинки проходят службу до срока завершения спецоперации, а преступники через шесть месяцев возвращаются к гражданской жизни, с возможностью начать ее с чистого листа», — дословная цитата Шарафиева.

Далее депутат заявил, что условия для заключенных изменятся. Служить они будут как и контрактники.

«Теперь предполагается, что зеки через подписание контракта получают условно досрочное освобождение и отправляются в зону СВО на общих основаниях, то есть до завершения спецоперации», — уточнил депутат. И добавил — это будет честно и справедливо.

Военный билет россиянина, признанного годным к службе.Фото: 1MI

«Новые Известия» задали г-ну Шарафиеву вопрос: почему он выступил с таким заявлением и на каком уровне идет обсуждение данного вопроса. Депутат уточнил.

Ответ Шарафиева редакция приводит без купюр.

-Источник моей информации — это воюющие зэки, которые, как вы сами понимаете, очень информированы по вопросам, затрагивающим их интересы.

Существенные изменения — это процедура, по которой спецконтингент попадает в зону СВО. Сейчас зэки получают помилование через полгода службы. При этом все эти полгода они числятся за ФСИН, а не в минобороны.

И по этой причине возникают определенные бюрократические проблемы для ФСИН. Например, как учитывать тех, кто оказался убитым или в плену? Для ФСИН это проблема, так как необходимо обеспечивать изменение правового статуса такого зэка.

По этой причине, насколько известно, именно данное ведомство инициировало изменение процедуры, когда зэки при условии заключения контракта сразу выходят по УДО и отправляются проходить службу по контракту, переходя в ведомство Минобороны. Контракт, как и прежде будет срочный — полгода или год, но теперь, как и у остальных контрактников, он будет продлеваться автоматически, де-факто становясь бессрочным, то есть до завершения СВО.

Отправка мобилизованных на фронт.Фото: 1MI

Правозащитники согласны, что ситуация с вербовкой заключенных, мягко говоря, нетипичная. Но есть и серьезные проблемы с добровольцами.

Как рассказал в беседе с «НИ» член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов, проблема условий и сроков службы участников СВО действительно требует дополнительного урегулирования.

Новости по теме:   Как все успеть в армии

«Откуда взялась цифра в шесть месяцев? На первом этапе заключенных набирали через ЧВК сроком на шесть месяцев — это срок по аналогии с получением вида на жительства и гражданства в упрощенном порядке. Первоначально никто не думал, что все настолько затянется. Сейчас ситуация такова, что часть бывших заключенных остаются служить далее, а остальные через полгода уходят, получив помилование», — рассказал Кирилл Кабанов.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

Идею с помилованием он назвал правильной, особенно для бывших сотрудников правоохранительных органов, для тех, кто находится в «красных» зонах.

«Это лучше, чем УДО. У них при получении помилования начинается жизнь „с чистого листа“, возникает справедливая мотивация к защите родины», — аргументировал свою позицию правозащитник.

Вместе с тем, Кирилл Кабанов убежден, что сейчас в России назрели объективные условия для корректировки правил, поскольку ситуация изменилась.

«Есть указ президента о введении безграничного контракта, и он действует для всех военнослужащих. И здесь мы должны уравнять правовую форму, поскольку сейчас возникают сложности», — полагает Кирилл Кабанов.

Особенно серьезную проблему правозащитник видит не столько с бывшими заключенными, сколько с добровольцами.

«Например, добровольцы подписали контракт на полгода или на три месяца, а их продолжают удерживать. У нас есть обращения: срок контракта у добровольца заканчивается, он приходит к командиру, сдает оружие, возвращается домой, а приказа по части нет. К нему приходит прокурор и возбуждает уголовное дело о дезертирстве.

Уже и приговоры есть! По добровольцам ситуация не урегулирована», — посетовал Кирилл Кабанов.

Решать проблему он предлагает через корректировку законодательства, связанного с участниками СВО.

«Если людям пришлось остаться — им надо повышать выплаты, изменять социальные правила, стимулировать, вводить дополнительные страховки для мобилизованных. Надо решать вопросы по медицине, поскольку раненые в местных полевых госпиталях не получают полной реабилитации и недолеченными возвращаются на передовую. У нас много обращений о том, что нет отпусков, не все выплаты доходят.

И это все приходится решать в рамках „ручной настройки“. По всем этим вопросам надо вводить дополнительное регулирование», — убежден Кирилл Кабанов.

Точной информации, сколько именно осужденных находится в зоне СВО, нет. Официальных данных никто не приводил.

Отметим, что по состоянию на 1 января 2022 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы находилось 465 тыс 896 человек. По данным на 1 октября 2022 года в системе ФСИН содержалось уже 453 тыс 188 человек (-12,7 тыс человек). По официальным данным ФСИН, к 1 ноября число заключенных вновь резко сократилось — до 439 тыс 450 человек (- 26,4 тыс к 1 января 2022 год).

За всю историю существования ФСИН тюремное население так резко и за считанные месяцы не сокращалось никогда.

По официальным данным ведомства, на 1 января 2023 года в неволе находились 433 тыс человек.

Изменения в законодательстве о добровольческих формированиях, содействующих ВС РФ

Данными изменениями статус добровольцев приравнивается к статусу военнослужащих, им предоставляются социальные и иные гарантии.

27.10.2022 г. по результатом третьего чтения законопроекта № 186149-8 принят закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В частности, в Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ внесены следующие изменения:

  1. статья 1 дополнена пунктом 8.1 следующего содержания:

“8.1 Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – добровольческие формирования).»;

  1. дополнен статьей 22.1 следующего содержания:

“Статья 22.1. Добровольческие формирования

1. Добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации.

2. Численность добровольческих формирований, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Мнение эксперта
Старостин Владислав Саныч

3. B состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключение контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации). Термин «контракт о пребывании в добровольческом формировании» и термин «контракт о содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации» в федеральных законах используются в одном значении.

5. Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется определяется Министерством обороны Российской Федерации.

6. Контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации. В указанном контракте закрепляются добровольность поступления гражданина Российской Федерации в добровольческое формирование, срок, в течение которого гражданин Российской Федерации обязуется пребывать в нем, и условия пребывания в добровольческом формировании, определяемые Министерством обороны Российской Федерации.

Указанный контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченным должностным лицом и прекращает свое действие со дня исключения гражданина Российской Федерации из добровольческого формирования по одному из оснований, предусмотренных пунктами 7-9 настоящей статьи.

7. Гражданин Российской Федерации подлежит исключению из добровольческого формирования:

1) в связи с истечением срока контракта о пребывании в добровольческом формировании;

2) в связи с несоответствием требованиям к состоянию здоровья, установленным Министерством обороны Российской Федерации для граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях;

3) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

4) в связи с поступлением на военную службу;

5) в связи с прекращением деятельности добровольческого формирования.

8. Гражданин Российской Федерации может быть исключен из добровольческого формирования в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в добровольческом формировании.

9. Гражданин Российской Федерации имеет право на досрочное добровольческого формирования по собственному желанию в порядке и на условиях, которые предусмотрены контрактом о пребывании в добровольческом формировании.

10. Граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.

11. Порядок обеспечения добровольческих формирований вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок выплаты пребывающим в них гражданам Российской Федерации денежного содержания и других денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи определяются Министерством обороны Российской Федерации.».

Данным законопроектом Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ дополнен следующей статьей:

«Статья 13.2. Денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, и предоставление им других денежных выплат. Денежное содержание И другие денежные выплаты, причитающиеся гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, и не полученные ими ко дню гибели (смерти)

1. Денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, и его размеры устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации не ниже размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и занимающих соответствующие (аналогичные) воинские должности.

Наряду с денежным содержанием гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, Министерством обороны Российской Федерации могут устанавливаться другие денежные выплаты.

2. B случае гибели (смерти) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, супруга (супруг), при ее (его) отсутствии проживавшие совместно с гражданином, пребывавшим в добровольческом формировании, совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, и лица, находившиеся на иждивении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении, не находившиеся на его иждивении родители в равных долях имеют право на получение денежного содержания и других денежных выплат, установленных пунктом 1 настоящей статьи, причитающихся гражданину, пребывавшему в добровольческом формировании, и не полученных им ко дню гибели (смерти), полностью за весь месяц, в котором гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, погиб (умер).

3. Порядок обеспечения граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, денежным содержанием и другими денежными выплатами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, определяется Министерством обороны Российской Федерации.»

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» готово оказать юридическую помощь по всем категориям дел в любых регионах России. Эффективно и качественно решаем возникшие у Вас юридические задачи любой сложности.

Следующая
Военные вопросыДобровольная армия»: в каких странах отменена обязательная воинская повинность

Добавить комментарий