Может ли муниципальный служащий работать по совместительству
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли муниципальный служащий работать по совместительству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Муниципальная служба:
- Акт приема передачи личного дела муниципального служащего образец
- Аттестация муниципальных служащих
- Группы должностей муниципальной службы
- Документы при приеме на работу муниципального служащего
- Должности муниципальной службы
- Показать все
- Муниципальная служба:
- Акт приема передачи личного дела муниципального служащего образец
- Аттестация муниципальных служащих
- Группы должностей муниципальной службы
- Документы при приеме на работу муниципального служащего
- Должности муниципальной службы
- Показать все
- Совместительство:
- Аванс внешним совместителям
- Больничный лист внутреннему совместителю
- Внешнее совместительство
- Внешнее совместительство педагогических работников
- Внешние совместители в штатном расписании
- Показать все
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нюансы трудовых отношений с совместителями
(Краецкая Е.)
(«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2021, N 12) 4. Государственные и муниципальные служащие могут работать по совместительству в любой сфере и должности (профессии), но только не на другой муниципальной или государственной службе (ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.
17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Статья: Все о работниках-совместителях
(Комиссарова Т.Ю.)
(«Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2025, N 6) Если на работу по совместительству принят бывший государственный или муниципальный служащий, должность которого включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы, в 10-дневный срок надлежит сообщить о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) такого служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ). Сообщать нужно только о приеме на работу по внешнему совместительству (п.
6 Постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46).
к содержанию ↑Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
«О муниципальной службе в Российской Федерации» 2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Прокурор разъясняет — Прокуратура Курской области
Вопрос: Знаю, что для муниципальных служащих установлены некоторые особенности трудовой деятельности. Не будет ли считаться коррупцией, если муниципальный служащий будет работать по совместительству?
Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Елена Кормулева: Совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Порядок выполнения муниципальным служащим иной оплачиваемой работы установлен ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с соблюдением двух условий:
— предварительное письменное уведомление представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы;
— выполнение иной оплачиваемой работы не влечет конфликт интересов.
Под конфликтом интересов применительно к муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Отдельное правило установлено для глав местных администраций, работающих по контракту.
Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Курской областиИсточник:
Прокуратура Курской области
Дата публикации:
13 апреля 2016, 11:35
Можно ли совмещать муниципальную службу?
Вопрос: Знаю, что для муниципальных служащих установлены некоторые особенности трудовой деятельности. Не будет ли считаться коррупцией, если муниципальный служащий будет работать по совместительству?
Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Елена Кормулева: Совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Порядок выполнения муниципальным служащим иной оплачиваемой работы установлен ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с соблюдением двух условий:
— предварительное письменное уведомление представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы;
— выполнение иной оплачиваемой работы не влечет конфликт интересов.
Под конфликтом интересов применительно к муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Отдельное правило установлено для глав местных администраций, работающих по контракту.
Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
к содержанию ↑Муниципальная служба: полная ставка или совместительство? Юридические пути решения
Как найти юридические пути решения вопроса о переходе на основную работу в муниципальной службе, если у меня уже есть работа на полную ставку в ГУП, а предложение о работе по совместительству было на должность советника главы района, но я не могу работать по совместительству, и для меня необходимо, чтобы муниципальная служба была основной?
/ Клим , Москва2023-03-31Категория: Трудовое право29 2
к содержанию ↑Ответы юристов (2)
- Лихачёв Василий
- Артемьев Ярослав
Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1904 дняОтветов: 7923 Рейтинг: 9.64Добрый день! Согласно законодательству Российской Федерации, существует ряд ограничений для занятия государственной и муниципальной службы по совместительству. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке регулирования отдельных вопросов гражданской службы в Российской Федерации», муниципальная служба не может быть занимаема по совместительству, если основной местом работы является орган государственной власти или организация, в которой участие принимают органы государственной власти.
Однако, возможны несколько исключений из этого правила, например, если соответствующий орган власти согласен на работу на муниципальной службе по совместительству или если муниципальная служба является основной, а другая работа — совместительством.
Поэтому для решения данного вопроса необходимо ознакомиться с конкретными законодательными актами, регулирующими данную ситуацию, и провести анализ всех обстоятельств. Если закон не запрещает такую работу, то можно искать другие юридические пути решения данного вопроса, например, путем заключения договора о совместительстве или изменения основной работы на муниципальную службу.
#990236 2025-03-31 16:11:41Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1904 дняОтветов: 7923 Рейтинг: 9.64Для решения данного вопроса рекомендуется предоставить следующие документы и информацию:
- Трудовой договор и/или дополнительное соглашение к нему между вами и Государственным унитарным предприятием, где указана ставка, на которую вы трудоустраиваетесь.
- Документы, подтверждающие вашу квалификацию и соответствие требованиям должности советника главы района.
- Законодательство Российской Федерации о государственной и муниципальной службе, а также нормативные акты местных органов власти, регулирующие вопросы совмещения должностей.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственный гражданский служащий не может совмещать должности государственной гражданской службы с другой оплачиваемой работой в одной организации или в другой организации на постоянной основе.
Это означает, что если муниципальная служба совмещается с государственной только на постоянной основе, то вы не можете совмещать должность государственной гражданской службы с муниципальной должностью на постоянной основе, если эта муниципальная должность не будет основной.
Мнение экспертаСтаростин Владислав СанычТакже следует обратить внимание на то, что совмещение должностей может быть ограничено правилами ограничения совмещения должностей, установленными в соответствующих нормативных актах.
Если вы не удовлетворены ответом, полученным от работодателей или представителей муниципальных органов, вы можете обратиться за консультацией к юристу, специализирующемуся на законодательстве Российской Федерации.
#1095639 2025-03-31 16:11:41Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1904 дняОтветов: 7923 Рейтинг: 9.64Для решения данного вопроса вам потребуются следующие документы:
- Трудовой договор с Государственным унитарным предприятием, где вы работаете на полную ставку.
- Трудовой договор или иной договор, заключаемый между вами и главой района (муниципальной службой), где вы будете работать по совместительству.
Основным документом, регулирующим правовой статус государственных и муниципальных служащих, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с ним должно быть соблюдено условие, что государственная или муниципальная служба должна быть основной деятельностью служащего. То есть, если вы работаете на полную ставку в Государственном унитарном предприятии, то на муниципальную службу вы не можете устроиться по основному месту работы.
Однако, если вы устраиваетесь на муниципальную службу только по совместительству, и вашей основной деятельностью остается работа в Государственном унитарном предприятии на полную ставку, то юридическим путем решения данного вопроса может стать обоснование того, что вы не являетесь основным работником на муниципальной службе, а выполняете работу только по совместительству.
Вам необходимо обратиться к проводящим оформление трудового договора на муниципальной службе и объяснить свою ситуацию, а также предоставить в качестве доказательства трудовой договор с Государственным унитарным предприятием, где вы работаете на полную ставку. В случае отказа вам лучше обратиться за помощью к специалистам в области трудового права.
#1096892 2025-03-31 16:11:41Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1904 дняОтветов: 7923 Рейтинг: 9.64Требования к совмещению гражданской службы с другой работой установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Конкретно для данного случая, возможные статьи: — Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 33-35; — Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 26 и 27.
#1199372 2025-03-31 16:11:41Лихачёв Василий Юрист,
Москва На сайте: 1904 дняОтветов: 7923 Рейтинг: 9.64Статья 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; статья 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»; статьи 7, 8 и 9 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
к содержанию ↑Может ли муниципальный служащий работать по внешнему совместительству в коммерческой организации?
Может ли муниципальный служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью, а именно заключить на условиях внешнего совместительства трудовой договор об оказании юридических услуг с коммерческой организацией?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять работу по оказанию юридических услуг на условиях внешнего совместительства в коммерческой организации, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы предусмотрено также законом Ставропольского края от 24 декабря 2007 г. N 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае».
В силу части седьмой ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст.
3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.
Согласно части первой ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда муниципальных служащих, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ и Законом N 25-ФЗ. Так, установлены следующие особенности работы муниципальных служащих по совместительству: не вправе заниматься совместительством муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту; муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя); муниципальный служащий может выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (п. 2 ст.
11, ст. 14 Закона N 25-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ и ч.
1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В то же время под личной заинтересованностью подразумевается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч.
1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.
2 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ, ч. 2 ст.
10 Закона N 273-ФЗ).
В свою очередь, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 2.1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).
В силу ч. 1 и ч. 2 ст.
11 Закона N 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Также п. 11 ч. 1 ст.
12 Закона N 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3 ст.
14.1 Закона N 25-ФЗ) (определения Хабаровского краевого суда от 30.04.2021 N 33-2234/2021, суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.01.2015 N 33-341/2015).
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ч. 3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).
Мнение экспертаСтаростин Владислав СанычСледует также отметить, что ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. Соответственно, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальный служащий обязан не нарушать установленные запреты.
В рассматриваемом случае речь идет о возможности выполнения гражданином обязанностей по должности муниципальной службы и работу по оказанию юридических услуг на условиях внешнего совместительства в коммерческой организации.
Полагаем, выполнение муниципальным служащим работы по оказанию юридических услуг в коммерческой организации на условиях внешнего совместительства не должно подпадать ни под один из запретов, установленных в ст. 14 Закона N 25-ФЗ и, в частности, п. 3 ч.
1 указанной статьи (запрет на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией).
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации отсутствует конфликт интересов и не нарушаются предусмотренные в ст. 14 Закона N 25-ФЗ запреты, то муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять работу на условиях внешнего совместительства (решение Серышевского районного суда Амурской области от 30.05.2017 N 2а-370/2017)*(1).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов МаксимОтвет прошел контроль качества
6 декабря 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) О действиях представителя нанимателя (работодателя) в случае, если муниципальный служащий направил ему уведомление о выполнении иной (помимо службы) неоплачиваемой деятельности, смотрите в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ.
Разрешено ли муниципальным служащим работать по совместительству
Давайте разберем такой вопрос, как совместительство муниципального служащего. Возможно ли оно? Какие условия должны выполняться? Есть ли подводные камни при оформлении и на что стоит обратить внимание.
НПА, регулирующие трудовые отношения с муниципальным служащим
На служащих распространяются нормы трудового законодательства и иных актов, регулирующих трудовые отношения, но с некоторыми особенностями. Основными законами для этой категории работников являются ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» . Это база, которая регламентирует важнейшие аспекты деятельности.
Еще хочется добавить ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» . Все эти НПА тесно переплетаются в части ограничений и запретов.
Также особенности деятельности регулируются иными федеральными законами для отдельных категорий работников (сотрудники полиции, прокуратуры, судьи, банкиры и другие).
к содержанию ↑Подробнее: об ограничениях и запретах для государственных гражданских служащих
Разрешено ли внутреннее совместительство
Если отвечать на этот вопрос в широком смысле, ответ положительный: да, это разрешено. Помните главное: не следует путать понятия «совмещение» и «совместительство». Несмотря на то, что оба они применяются в рамках работы у одного работодателя, это разные виды.
В первом случае — совмещение — речь идет о дополнительных задачах к основной деятельности в пределах нормальной продолжительности рабочего дня, а во втором — совместительство — иная деятельность в свободное от основной работы время. В обоих случаях есть приятный момент: все документы у работодателя уже имеются и оформление займет совсем небольшое время. Никаких дополнительных условий нет.
Но не забываем о том, что занимать одновременно две должности, относящиеся именно к муниципальной службе, нельзя. Рассматривая эту возможность, необходимо учитывать то, что штатная должность должна быть самой обычной и не иметь никакого отношения к службе: маркетолог, менеджер и т. п.
Вывод: внутреннее совместительство муниципального служащего законом не запрещено, но должность имеет значение.
Надо знать: входит ли в стаж работа по совместительству
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие есть нюансы трудовых отношений с совместителями. Используйте эти инструкции бесплатно.
Следующая