Между Украиной и Россией границы нет
Взорванный мост через Днепр юридически не отделил Херсон от России. Фото Reuters
Хотя российские войска уже неделю назад отступили из части Херсонской области, которая официально является субъектом РФ, политических заявлений сверху так и не последовало. Ситуация пока не отражена и в каком-либо юридическом акте. Впрочем, как выяснила «Независимая газета», никто и не прогнозирует экстренного правового оформления Россией факта украинской оккупации.
Кроме того, напомнили эксперты, как таковой четкой границы между странами, можно сказать, и нет – по законам и советским, и нынешним.
Напомним, что Владимир Путин об оставлении того же Херсона не высказался. Вместо него пресс-секретарь президента Дмитрий Песков констатировал, что город, безусловно, остается административным центром Херсонской области в составе РФ и после отвода ее войск.
Таким образом, спустя неделю после приказа главы Минобороны Сергея Шойгу главкому спецоперацией генералу армии Сергею Суровикину приступить к отводу войск за Днепр власти РФ никак не отреагировали на новую реальность, более того, они ее показательно не признали. Между тем уход России из Херсона развел патриотически настроенную общественность по двум большим лагерям. В первом оказались те, кто доверяет госпропаганде или же сам ею занимается, во втором – пресловутые «рассерженные патриоты».
Причем надо заметить, что между двумя группами происходит постоянное перемещение, но разрастается в основном именно вторая. В ней еще идут споры о том, была ли военная необходимость ухода за Днепр или ее не было, а вот о том, что последнее означает, дискуссий почти нет: это начало попыток организовать процесс неких мирных договоренностей между Россией и Западом, к которому примкнет и Украина. В лоялистской группе как раз рассуждений о военной необходимости нет – ведь это пропагандистский нарратив, но есть разные мнения о перспективах спецоперации: она встанет на небольшую паузу или, наоборот, перейдет к наступательной стадии.
При этом очевидно, что обеим группам хотелось бы услышать результирующее заявление власти – и лучше, если бы это был сам Путин. Потому что патриотическую общественность, к примеру, сильно удивляет, что ни одно правоохранительное ведомство не делает соответствующих заявлений о совершении киевскими властями ряде преступлений против территориальной целостности РФ, по которым в Уголовном кодексе есть подходящие статьи. Также в отличие от Украины, где проблема потери земель отражена и в законодательстве, и даже в структуре органов исполнительной власти, в России, похоже, этим никто и не собирается озабочиваться.
Между тем очевидно, что коллизии в связи с оккупацией неких частей субъектов РФ будут возникать, причем по вполне реальным кейсам, а уже не в виде юридических фантомов. Под ними можно понимать размытые формулировки по поводу конкретной линии госграницы в договорах о вступлении ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона в состав РФ и соответствующих конституционных законах. Недомолвки позволяют считать, что граница России с Украиной может проходить где угодно либо, как выяснила «НГ» вообще нигде.
Что касается реальных ситуаций, то вот сейчас, например, МВД вроде бы как задержало за хищение бюджетных денег зампреда правительства Херсонской области по соцполитике Екатерину Губареву – супругу первого «народного губернатора» Донбасса в 2014 году Павла Губарева. Вопрос в том, как будет проходить расследование. Дальше скорее всего возникнут и другие ситуации: кто-то из официальных граждан РФ оставил на оккупированной Украиной территории имущество или бизнес, а кто-то просто не может восстановить документы для получения пособий или пенсии.
«НГ» решила выяснить у экспертов, будут ли власти РФ хотя бы как-то развеивать туман спецоперации и переменчивость военных успехов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин на это заявил «НГ», что границ между Украиной и Россией вообще не существует, а потому нецелесообразно говорить о закреплении – юридическом или политическом – поворотов спецоперации. С одной стороны, он подтвердил наличие юридической проблемы: парламент и президент не определили законом административные границы новых территорий – и поэтому когда граница вроде бы и нарушается, то непонятно где. Мухин отметил, что есть и еще один юридический казус: госграница между РФ и Украиной не демаркирована, так что даже после начала спецоперации нельзя сказать, что Россия что-то нарушила: «Украина в свое время писала гневные письма в ООН, что, дескать, РФ вторглась на ее территории, в ответ ей пришло официальное письмо, что госграницы юридически не существует».
Третий же юридический казус, дескать, вытекает из того же письма ООН: РФ – официальная наследница СССР, его правопреемница, так что весь корпус международных договоров остается прежним. А граница СССР ведь заканчивается на западе Украины. «Этот документ всплыл в 2014-м.
В том самом официальном письме ООН Украине. Поэтому сейчас не стоит издавать новые указы. А вопросы обеспечения беженцев можно решать на уровне правительства и специального Координационного совета», – подчеркнул Мухин.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ», что после референдумов новые территории официально были признаны российскими, «сейчас возникла военная необходимость и часть территорий оставили», но все ждут их возвращения обратно. И поэтому нет особой целесообразности указами, законами или хотя бы заявлениями закреплять эту временную ситуацию. «Конечно, можно было бы сказать обществу, что территориальная целостность РФ будет восстановлена и что не будет новых отступлений, но пока прошло небольшое время.
Вот если станет понятно, что это навсегда или надолго, будет определен статус-кво, то тогда такие вопросы станут справедливы. Сейчас фиксировать ничего нельзя, просто потому что спецоперация идет – нет ни ее окончания, ни каких-либо переговорных процессов», – заметил Обухов. Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ»: «Пока СВО не окончена, нет необходимости в правовых актах или даже заявлениях.
Пока нет даже перемирия, а тем более договоров, так что резких движений делать не нужно. Сложилась такая ситуация, когда обстановка меняется ежедневно, ежечасно, сегодня какие-то территории у них, завтра – у нас. Юридические документы имеют смысл только для устоявшихся правоотношений, сейчас острой необходимости в них нет».
В свою очередь, член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова сказала «НГ»: «Мы видим политическое молчание верхов, потому что сказать особо нечего. Россия до последнего оставляла новые регионы без четких границ и так и не смогла их обозначить на бумаге. Поскольку линий нашего государства никто не называл публично, потому и возвратить эти границы к юридическим не представляется возможным.
А политически власти не спешат делать заявления, потому что ждут сигнала к готовности противоположной стороны к проведению переговоров. Ну и, кроме того, по оглашенным планам потом можно будет предъявить претензии, а по неоглашенным уже ничего не предъявишь». По ее мнению, власть не спешит давать обещаний, потому что неизвестно, как все обернется.
Например, по ее данным, уже сейчас возникают вопросы с выплатами пенсий и пособий на территориях Херсонской области.
к содержанию ↑Геополитическая реальность. Какую границу РФ и Украины нужно обсуждать
Песков: Киеву придётся считаться с новой геополитической реальностью
Москва, 30 марта, 2024, 14:40 — ИА Регнум. После начала специальной военной операции геополитическая реальность изменилась, в состав России вернулись четыре региона. Об этом 30 марта заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя заявления главы киевского режима Владимира Зеленского о готовности к переговорам с Россией.
«Геополитическая реальность с момента начала СВО кардинально поменялась, изменились границы и Украины, и Российской Федерации. У нас появилось четыре новых субъекта», — приводит его слова «РИА Новости».
Он добавил, что это нельзя не учитывать, это новая реальность, с которой всем придётся считаться.
29 марта Зеленский впервые заявил, что готов к переговорам с Россией до выхода ВСУ к границам Украины 1991 года. В интервью CBS он сказал, что если ВСУ выйдут на линию, которую занимали до начала российской специальной военной операции, то лидеры РФ якобы сами согласятся на переговоры. При этом, чтобы ВСУ смогли достичь такого результата, нужны, по его словам, поставки западного оружия и «полная торговая блокада» России.
Зеленский выступает против дипломатического решения кризиса. Ранее он всегда заявлял, что переговоров с Россией не будет до выхода ВСУ к границам Украины 1991 года (с Крымом, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями). При этом он даже подписал указ о невозможности переговоров с Россией.
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что Москва никогда не отказывалась от переговоров с Киевом. Власти Украины сами себе запретили эти переговоры, отмечал Путин, напоминая, что весной 2022 года представители Киева парафировали мирное соглашение, но после отвода подразделений ВС РФ от Киева отказались его исполнять. Кроме того, по мнению российского лидера, ключ к решению проблемы Украины на стороне Запада.
В Кремле и МИД РФ неоднократно отмечали, что Россия готова к мирным переговорам с Украиной при условии выполнения Киевом требований, поставленных перед началом специальной военной операции, и при условии признания новых территориальных реалий — возвращения четырёх регионов в состав России в 2022 году.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отмечал, что, пока противники России отвергают возможность диалога, специальная военная операция продолжается, главное для Москвы — достижение целей СВО.
Новая геополитическая реальность
Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области вернулись в состав России в 2022 году на основании референдумов, на которых подавляющее число жителей этих регионов поддержали вхождение в состав страны.
30 сентября 2022 года Владимир Путин подписал с главами ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей договоры о воссоединении этих регионов с Россией. 6 октября 2022 года была опубликована новая редакция Конституции России, в которой новые регионы официально включены в состав страны.
к содержанию ↑Что есть Украина и насколько легитимны её границы?
За долгие годы своего существования Украина так и не провела демаркацию границы с Россией. Несмотря на то, что между двумя государствами действует договор от 2010 года (а до этого и от 2004 года) о взаимном признании границ, договор этот так и не был имплементирован на местности. То есть до воссоединения Крыма с Россией и признания ДНР и ЛНР независимыми государственными единицами Россия де-факто была согласна считать государственной границей административную границу между УССР и РСФСР эпохи позднего Советского Союза.
к содержанию ↑Какая граница какого государства
Между тем, вопрос о легитимности признания этой линии государственным рубежом по-прежнему остаётся в повестке.
В 2014 году, сразу после возвращения Крыма под российскую юрисдикцию, депутат Федерального собрания Российской Федерации Евгений Фёдоров направил запрос на имя спикера нижней палаты Сергея Нарышкина. В своём обращении парламентарий делал акцент на необходимости денонсации, то есть пересмотра договора о государственной границе от 2004 года.
к содержанию ↑Справка:
Договор о границе между Россией и Украиной основывается на Беловежском соглашении от 8 декабря 1991 г. с признанием административных границ между республиками государственными рубежами. Принцип был подтверждён Алма-атинской декларацией от 21 декабря того же года. В 1998 году договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной подтвердил признание бывших советских административных единиц независимыми субъектами международного права.
Вместе с тем, несмотря на казалось бы твёрдую юридическую базу незыблемости украинских границ, позиция Киева по этому вопросу более чем шаткая. Проведённый в 2014 году Крымский референдум доказал, что народы обладают правом на свободное волеизъявление, при котором они сами вольны решать свою судьбу. История знает немало случаев, когда международные договоры о признании рубежей оставались мёртвой буквой и требовалось прямое волеизъявление народа для того, чтобы решить тот или иной территориальный вопрос.
Подобное произошло, например, относительно недавно на границе Франции и Германии, когда Франция присоединила к себе в 1947 году, на правах «державы-победительницы» Второй мировой войны, целую область граничащего с ней государства — протекторат Саар. И только в 1955 году был проведён плебисцит по вопросу будущего спорной территории, позволивший немцам вернуться в лоно ФРГ.
к содержанию ↑Закон нарушен — референдум необходим
Крым, воссоединение с Россией
В случае с Украиной обращение к прямой демократии более чем легитимно в связи с нарушением законов Советского Союза при подписании Беловежского соглашения.
По заключению многочисленных юристов и политиков — в том числе, занимавшего в 1991 году пост первого заместителя председателя Верховного совета России, доктора экономических наук, профессора Юрия Воронина — утверждение Верховным Советом Беловежского документа вообще нелегитимно, ибо оно было проведено с нарушением более 30 статей действовавшей в то время Конституции.
«Верховный Совет РСФСР, «ратифицировавший» Беловежское соглашение, превысил свои полномочия и, вопреки ст. 104 Конституции РСФСР, рассмотрел и решил вопросы, относящиеся к компетенции Съездов народных депутатов РСФСР и СССР», — написал политик, непосредственно участвовавший в тех событиях.
Более того, сам тогдашний президент США фактически подтвердил, что раздел СССР проходил в чётком соответствии с желаниями Вашингтона. Вот что в дальнейшем сказал об этом Джордж Буш-старший в своих мемуарах под громким названием «Изменивший мир», вспоминая пресловутый звонок подписантов Беловежского документа:
«Мне же показалось, что изложенные им положения подписанного соглашения будто специально сформулированы таким образом, чтобы получить поддержку Соединённых Штатов: они непосредственно излагали те условия, за признание которых мы выступали».
Таким образом, отсутствие демаркации границ между Россией и Украиной не является чисто технической деталью, а соответствует логике так и не законченного исторического процесса — разделение одного народа на два независимых государства. Первый основополагающий документ, как мы видим, абсолютно нелегитимен. Составленный буквально «на коленке» Гайдаром и Шахраем, он не прошёл положенного законом утверждения и не может считаться законным с точки зрения права.
С другой стороны, Крымский референдум показал, что истинным принципом, на котором должна строиться легитимность исторических решений, является прямая демократия, то есть референдум.
В этой связи было бы целесообразно для правильного проведения денацификации Украины провести прямое голосование в административных областях освобождённой от укрофашистов и западных милитаристов страны с вопросом:
- в каком государстве желают жить граждане,
- как оно вообще должно называться,
так как само понятие «Украина» было введено в обиход только в ХХ веке Михаилом Грушевским, первым президентом УНР, ставленником Австро-Венгрии. К сожалению, 8 лет правления нацистской хунты, возможно, навсегда запятнали сам термин, не отражающий никаких исторических реалий земли, известной в течение многих веков как Малороссия.
к содержанию ↑Страна без языка
Военный специалист, публицист, историк Александр Широкорад в беседе с «360» напомнил, что Украины как таковой не было до прихода к власти большевиков.
«Даже само по себе название — его никогда не было. Украина — это „окраина“. Это говорю не я, а, например, князь Виктор еще где-то в 1420-х годах дал привилегии „украинным“ городам Киеву и Смоленску», — пояснил он.
Широкорад подчеркнул, что в разные периоды истории Рязань, Амур и другие территории России, которые граничат с другими странами, называли «украинами».
У жителей территории современной Украины даже не было собственного языка, лишь диалекты. Но в 1480 году новгородский диалект отличался от московского гораздо сильнее, чем диалект киевлян, добавил историк.
«Дальше какая-то хуторская интеллигенция, всякие мелкие дворянчики переняли идею поляков — я упрощенно говорю. И пан [Тадеуш] Чацкий придумал древних укров, которые были где-то когда-то, от них пошли украинцы», — рассказал собеседник «360».
Владимир Ленин не говорил о создании республик — ни до, ни после революции. Изначально он планировал сделать федерацию, но конъюнктура заставила его отказаться от этой идеи.
Большой был грех большевиков, что они провели украинизацию. Так называемый литературный украинский язык к 1914 году знали, дай бог, 3% людей, проживавших в Малороссии. Украинские журнальчики выходили тиражом в 100-200 экземпляров, не более. Этот язык никто не знал, попросту говоря. И большевики начали навязывать этот язык, культуру и так далее.
Сперва украинской был язык литературным — формальным.
«А технический язык был русским. С 1995 по 2005 год, за 10 лет, было выпущено, я сосчитал, около 50 технических словарей. Ввели где-то, наверное, 500 тысяч только за 10 лет», — отметил историк.
Не ждали, что национализм пустит корни
Во времена СССР Украина получила очень много территорий, как и другие республики бывшего Советского Союза: для усиления социалистического элемента, отметил историк, культуролог, доктор исторических наук Никита Ломагин. Их передавали, так как никто не мог предположить, что Советский Союз когда-либо исчезнет.
Когда в конце 1920-х начали проводить политику украинизации, жители отказывались учить украинский, ведь он был языком провинции, деревни.
«Русский язык воспринимался как язык технического прогресса и перспективы, в том числе карьерной. Поэтому вот эта политика украинизации в то время закончилась провалом», — объяснил Ломагин.
Затем Сталин присоединил к УССР Западную Украину, и это стало достаточно серьезной проблемой, поскольку «появился этот чужеродный элемент». Стали возникать повстанческие антисоветские движения, запрещенные УНА-УНСО* («Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона»*), УПА* («Украинская повстанческая армия»*).
Это было той питательной средой, вокруг которой стала формироваться новая украинская идея, которая недавно приобрела характер ярого национализма и русофобии. Это все имеет исторические корни.
Большевикам в голову не приходило, что национализм пустит такие корни, добавил Александр Широкорад.
«К сожалению, пустил», — констатировал он.
https://t.me/rentv_news/85020
к содержанию ↑Каждая страна когда-то появилась
Вне контекста исторической перспективы рассматривать процессы формирования стран нельзя, предупредил Никита Ломагин. Все государства когда-либо появляются: одни имеют историю в тысячи лет, а другие — всего в несколько десятков.
«В 1991 году Украина возникла как независимое государство в результате распада Советского Союза, и с тех пор она как государство существует. Россия признала Украину», — заявил он.
Однако элементы государственности Украины существовали до распада СССР. Например, еще в 1945 году Иосиф Сталин придал ей международное право на субъектность. Тогда Украина и Белоруссия, которые были республиками Советов, стали одними из основателей ООН наряду с самим СССР.
Украина как государство было признано международным сообществом России, Россия как с объектом международного права подписала с Украиной массу разного рода соглашений. Все это сразу, что называется, обнулить, наверное, было бы упрощением.
Точно так же ситуация обстоит с другими бывшими республиками СССР. Сейчас они — суверенные государства, хочет кто-то этого или нет, подчеркнул историк.
«Они более успешные или менее успешные, но суверенитет этих государств определяется в том числе обязательствами, которые взяла на себя Россия в отношении них — как ответственный член международного сообщества, как постоянный член Совета Безопасности, который несет особую ответственность за обеспечение меры безопасности», — заключил он.
https://t.me/rentv_news/75393
Следующая