Что даёт среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование сейчас ценится ничуть не меньше, чем высшее. Если раньше считалось, что учиться в техникуме не престижно, то теперь престиж отошел на второй план: выпускник ССУЗа гораздо быстрее может найти работу, чем выпускник ВУЗа с государственным дипломом о высшем профессиональном образовании. Посему есть целый ряд средних специальных учебных заведений или рейтинг частных школ Москвы, которые готовят профессионалов рабочих специальностей, так востребованных на рынке труда.
Но нельзя сказать, что популярностью пользуются только рабочие специальности: тех же экономистов гораздо охотнее берут со средним специальным образованием, а не с высшим.
В Колледжах сейчас, как и много лет назад, поступают или после 9, или после 11 класса. Разница будет в сроке обучения и в расписании. Выпускники девятых классов учатся дольше на год-два и в расписании имеют предметы для общего развития.
У выпускников одиннадцатого класса все расписание составляет специализация. Сейчас на государственном уровне студенты проходят обучение по более чем 275 специальностям, предлагаемыми техникумами и колледжами. Играет свою роль и время: сейчас гораздо меньше ребят поступает на сельскохозяйственные и технические специальности, зато гораздо выше стал процент поступлений на специальности, связанные с информационными технологиями, рекламой, менеджментом, экономикой и правом.
Обучение проходит как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
К слову, «коммерция» в техникумах стоит гораздо дешевле, чем в ВУЗах. В последнее время стали появляться негосударственные средние специальные заведения. Принципиальной разницы в системе обучения нет, но учиться можно только платно.
Большинство учащихся считают, что колледжи — лишь первая ступень в получении высшего образования. Такие ребята правы: после среднего профессионального образования любой желающий может продолжить обучение и без труда поступить в ВУЗ без сдачи ЕГЭ. Отличникам учебы в средних специальных заведениях дают направление в ВУЗ, и студентам остается лишь прийти на зачисление.
К тому же студенты со средним специальным образованием не всегда учатся пять полных лет, необходимых для получения высшего образования. Если, например, поступать на дистанционное обучение по своему же профилю, то срок обучения будет меньше. Да и в самом техникуме учиться долго не нужно.
Если поступать в него, то срок обучения составит 3 года, а если в колледж, то 4, поскольку некоторые предметы изучаются более углубленно.
Впрочем, у везде есть свои недостатки. Так, например, в отличие от ВУЗов, средние специальные учебные заведения не предоставляют юношам отсрочку от армии. А еще демографический кризис начала девяностых сейчас сказывается на ССУЗах катастрофически: из-за освободившихся конкурсных мест в ВУЗах выпускники 11 классов стараются все же поступить в высшую школу.
Пока наше правительство не в силах поменять закоренелое мнение людей о том, что среднее специальное образование — это не плохо, это не загубленное образование и уж тем более не загубленная карьера.
Как и ВУЗы, некоторые из колледжей гарантируют трудоустройство своим выпускникам. Так что можно не идти на поводу у большинства, а получить не менее достойное, чем высшее, среднее профессиональное образование, быстро найти работу и учиться в любом ВУЗе дистанционно или заочно, получая высшее образование. Этой системой пользуются многие выпускники средне профессиональном образованием.
После такой ударной программы обучения любой студент станет непревзойденным специалистом, за которого будут бороться работодатели города.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, специальное образование, среднее, срок обучения, ВУЗ, выпускник, колледж, профессиональное образование.
Среднее общее профессиональное образование: основы, преимущества и перспективы
Современная система среднего профессионального образования в России
автор Forbes Russia Education
Исторически сложилось, что в России системе среднего профессионального образования (СПО) уделялось мало внимания. Обучение в колледже не считалось престижным и часто воспринималось только как промежуточная ступень между школой и вузом. Но в 2021 году количество абитуриентов колледжей неожиданно увеличилось в несколько раз, а средний балл для поступления превысил отметку в 4.5 балла.
Попробуем разобраться, что же стало драйвером привлекательности колледжей и как устроена современная система СПО.
История СПО в России
Профессиональное образование берет начало в IV веке, когда еще не существовало образовательных учреждений. Профессиональное развитие определялось «судьбой» и зависело от того, в какой семье родился человек. Все знания передавались из поколения в поколение, а сменить профессию и начать заниматься тем, что нравится, не представлялось возможным.
Все изменилось с приходом христианства. Мастера из Византии принимали в ученики всех, кто обладал талантами или был склонен к какому-либо ремеслу, тем самым разорвав обязательную преемственность профессий внутри семьи. Первые профессиональные школы появились благодаря Петру I, но доступным для всех слоев населения профессиональное образование стало только в 1868 году.
Два года спустя появились «Основные положения о промышленных училищах» и «Общий нормальный план развития промышленного образования», которые способствовали образованию единой системы профессионально-технических училищ в России.
В предвоенные годы руководство страны активно развивало отраслевую подготовку, что помогло обеспечить во время Великой Отечественной Войны молодыми специалистами все стратегически важные предприятия. Первая серьезная трансформация СПО в стране произошла только в 1969 году, когда были созданы первые средние профессиональные учебные заведения, которые принимали на обучение по окончании 8 класса школы.
После распада СССР большинство предприятий оказалось в кризисе, и целевая подготовка стала неактуальной. Интерес абитуриентов к профессиональному образованию оставался низким и в 2000-е, к 2017 году прием в колледжи сократился на 12,9%, а в профессиональные училища – на 68%. Профтех стремительно терял свои позиции.
Современная система СПО
В 2012 году финансирование системы СПО было передано с федерального уровня на региональный, что кардинально изменило систему подготовки кадров. Вторым значимым событием для СПО стало вступление в международное движение WorldSkills – аналог Олимпиады для рабочих профессий. Чемпионаты по профессиональному мастерству требовали высокого уровня подготовки участников и стали толчком к развитию материально-технической базы, повышения уровня педагогического мастерства и финансирования колледжей.
Вскоре участники из России начали занимать призовые места на международных соревнованиях, что незамедлительно отразилось на популярности профессионального образования.
На данный момент в колледжах России учится 3,5 млн студентов и реализуется 551 образовательная программа.
На данный момент в колледжах России учится 3,5 млн студентов и реализуется 551 образовательная программа.
Появление в 2017 году демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации знаний повысило планку подготовки специалистов: помимо написания выпускной контрольной работы студентов обязали демонстрировать приобретенные знания и навыки. Такой подход позволил учиться применять полученные умения на практике еще во время обучения и довольно быстро устраиваться на работу после выпуска. Другая причина растущего интереса к колледжам – высокий спрос на рабочие профессии.
В 2019 году создаются Центры опережающей профессиональной подготовки, что дает возможности получения профессионального образования на протяжении всей жизни, повышения квалификации и приобретения цифровых навыков.
В 2020 году система образования столкнулась с новым вызовом в виде пандемии COVID-19. Наиболее адаптивными показали себя именно колледжи и техникумы, которые смогли быстро перейти на подготовку специалистов в онлайн-формате. Это послужило началом перехода на гибкие образовательные программы, позволяющие оперативно готовить кадры под нужды рынка труда и экономики страны в целом.
Преимущества обучения в колледже
Главное преимущество профессионального образования – существенная экономия времени. Такой формат обучения позволяет быстро пройти программу старших классов и начать осваивать профессию без поступления в вуз. Это оптимальный вариант для зрелых студентов, которые определились с профессией, хотят работать и зарабатывать.
К тому же заработная плата у выпускника колледжа на старте карьеры бывает выше, чем у студента или выпускника вуза.
Ограничений в плане специальностей нет – колледжи предлагают как гуманитарные, так и высокотехнологичные направления. А с развитием новых информационных технологий профтех стал одним из самых коротких путей для получения качественного ИТ-образования. В условиях нехватки специалистов и острой необходимости замены зарубежного софта спрос на IT-направления в колледжах вырос в несколько раз.
При этом многие колледжи сотрудничают с компаниями-работодателями, проводят стажировки и мастер-классы, а это еще один способ зарекомендовать себя во время обучения и получить работу в престижной компании еще во время учебы в колледже.
Кроме этого, большинство колледжей обладают современной материально-технической базой, мастерскими, новыми технологиями и преподавателями-практиками. То есть, обучение позволяет не только расширять базу знаний, но и сразу применять их на практике.
Немаловажную роль в трудоустройстве выпускников играют Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) – институты-посредники между колледжами, рынком труда и экономическими отраслями. Они собирают запросы на навыки и компетенции, реализуют образовательные курсы или передают информацию о необходимости подготовки тех или иных специалистов организациям профтеха. Таким образом, после выпуска студент колледжа может гарантированно получить работу в проверенной компании.
В 2022 году также стартует Федеральный проект «Профессионалитет». Это экспериментальная программа Минпросвещения России для подготовки кадров под нужды экономики. Среди ключевых инициатив – создание образовательно-производственных центров (кластеров).
Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. В каждом колледже, участвующем в программе, формируется особый педагогический состав, новая методология обучения и учебно-производственные комплексы. Проект ориентирован на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с работодателями.
Ключевой особенностью станет укороченный срок обучения на программе и практикоориентированный подход. «Профессионалитет» должен стать глобальной перезагрузкой системы среднего профобразования и способствовать массовой подготовке специалистов самых востребованных профессий.
На данный момент в список направлений подготовки вошли: авиастроение, атомная отрасль, строительство железнодорожного транспорта, легкая промышленность, машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, фармацевтическая и химическая отрасли. На программы проекта планируется набрать 150 тысяч студентов. Помимо дипломов выпускники также получат цифровой паспорт компетенций.
Следующая