Вопрос о границах украинского государства остается открытым
Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Дипломатической академии МИД РФ.
Все статьи по теме «Специальная военная операция в Украине»
Украина остается под флагами ЕС и США. Фото Reuters
Дискуссии о будущем украинского государства, прежде всего в каких границах оно может остаться после завершения конфликта, возобновились после февраля 2022 года, когда Россия была вынуждена начать проведение специальной военной операции. Этот вопрос находится в фокусе внимания многих государств.
Процесс утраты Украиной своих территорий начался в 2014 году, когда в состав России вошел Крым. Это событие положило начало изменению границ украинского государства. Причиной вхождения Крыма в состав России стали внутриполитические события в Украине.
Государственный переворот в феврале 2014 года привел к кардинальному изменению внутренней политики, одновременно развернув внешнеполитический курс Киева в сторону Запада. В свою очередь, США и их союзники на протяжении длительного времени стремились добиться усиления прозападного вектора во внешней политике Украины и таким образом добиться снижения российского влияния. Западные страны не устраивало, что Украина учитывала длительную историю совместного существования и тесные экономические отношения с Россией.
В реализации своих планов Запад использовал украинских националистов, которые выступали за разрыв отношений с Россией.
В 2014 году, после вхождения Крыма в состав Российского государства, Киев начал военные действия на востоке страны, на территории Луганской и Донецких областей. Это привело к утрате украинскими властями контроля над частью Донбасса, который в политическом и экономическом плане стал проводить самостоятельную политику. Несмотря на достигнутые договоренности о мирном разрешении конфликта, украинские власти продолжали проводить политику, которая была направлена на выдавливание неподконтрольных территорий из единого экономического и политического пространства страны.
В итоге Киев фактически сам создал условия для потери своих территорий, сознательно обостряя отношения с неподконтрольными территориями. Данный курс Украины встречал полное одобрение и поддержку со стороны коллективного Запада, который, по сути, соглашался с возможным вариантом изменения границ украинского государства.
После февраля 2022 года дальнейшее изменение границ Украины продолжилось. В сентябре того же года президент России Владимир Путин и главы ДНР, ЛНР, главы военно-гражданских администраций Херсонской и Запорожской областей подписали договоры о вхождении этих территорий в состав России на правах новых субъектов.
Процесс постепенной утраты Украиной своих территорий усилил интерес к оценке будущей конфигурации украинского государства. Появилось большое количество оценок и прогнозов относительно того, в каких границах останется Украина и какие территории могут войти в состав других государств. Подобные исследования учитывают потенциальные варианты развития ситуации, которая складывается в ходе проведения специальной военной операции, проводимой Россией.
На Западе рассматривают различные сценарии в отношении Украины, допуская вхождение ряда ее территорий в состав сопредельных государств. В свою очередь, в России также не раз подчеркивали, что существует угроза перехода части нынешних территорий Украины под контроль ряда европейских государств. Так, пристальное внимание к западноукраинским территориям проявляет Польша, о чем не раз заявляли российские представители и зарубежные эксперты.
Подобные планы в отношении украинских территорий опираются на историческое развитие Польши, которая в сложившихся условиях рассчитывает реализовать амбициозные геополитические задачи. Осуществление данного сценария произойдет с одобрения Запада, если он сочтет такой вариант предпочтительным с точки зрения своих долгосрочных интересов. Этот сценарий может быть реализован в случае расширения влияния России в ходе проведения специальной военной операции в Украине.
На Западе не заинтересованы во вхождении других украинских территорий в состав России или установления над ними контроля. В свою очередь, для России по-прежнему ключевой задачей остается устранение угрозы, которая исходит от нынешнего украинского режима.
Несмотря на неблагоприятное развитие ситуации, украинские власти предпочитают не замечать угрозу дальнейшей утраты территорий и формирования государства в иных границах. В Украине по-прежнему ориентируются на Запад, который определяет внешнюю политику страны. К тому же Киев не имеет политической воли, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, и экономических возможностей.
В условиях катастрофического положения в экономике, финансирования деятельности государственного аппарата за счет внешних источников и полного контроля внешнеполитического курса со стороны Запада не приходится ожидать каких-либо изменений в подходах Украины. Тем более что и западные страны намерены и дальше в полной мере использовать возможности, которые дает контроль над украинской политической элитой. Значительные финансовые ресурсы, выделенные украинским властям за последние полтора года, и масштаб поставок вооружений свидетельствуют о сохранении курса на поддержку Киева и использования Украины в борьбе против России.
В связи с этим не приходится ожидать отказа США от поддержки Киева, который имеет большое значение для американской политики в отношении России. Запад последовательно придерживается курса, который направлен на максимальное ослабление экономического потенциала, дестабилизацию внутриполитической ситуации и снижения влияния России в мире.
В русле американской политики действует и ЕС. Несмотря на серьезные экономические потери, которые понесли в последние годы европейские страны от антироссийских санкций и разрыва экономических отношений с Россией, Брюссель продолжает финансовую и политическую поддержку Киева. При этом ЕС не останавливают негативные последствия, связанные с поддержкой Украины: поток беженцев, увеличение черного рынка оружия, вопросы поставок зерна.
Несмотря на это, европейские страны продолжают поддерживать Украину.
Запад не интересуют перспективы развития Украины, которая уже утратила свой промышленный потенциал и рискует лишиться значительной части территорий. США и их союзники готовы пожертвовать украинским государством, рассматривая его исключительно в качестве инструмента в геополитической борьбе. В свою очередь, нынешние украинские власти следуют в русле политики Запада, предпочитая не замечать, как постепенно меняются границы государства.
к содержанию ↑Появилась карта будущей Украины: жалкий огрызок территории без моря
Эксперты Pravda.Ru попытались представить, что останется от территорий современной Украины по завершении СВО. Подобные прогнозы становятся вполне реальны после недавнего заявления главы офиса генсека НАТО Стиана Йенсена, который допустил, что Украина может передать России часть территорий в обмен на членство в альянсе.
Впрочем, представители НАТО попытались дезавуировать вероятность такого решения. Последнее заявление на эту тему — только Киев может решать, когда и на каких условиях достигать мира. А НАТО продолжает поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины.
Тем не менее, озвученная идея уже наделала шороха. Киев отреагировал на это заявление очень бурно. Советник президента Михаил Подоляк посчитал предложение «странным», ведущим к «проигрышу демократии».
В России заявили, что проводят СВО и вовсе не собирались ни о чём с НАТО договариваться. А заместитель главы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев назвал идею «любопытной», поскольку все якобы украинские территории — в высшей степени спорные. Властям Украины придётся отказаться тогда и от Киева, столицы Древней Руси, и всем составом переехать во Львов.
Альянсу имеет смысл вспомнить, что СВО началась как ответ Москвы на игнорирование её «ультиматума» Западу 2021 года о возвращении блока к границам 1997 года.
Как отмечает в «Новостях Украины» военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, на такое предложение соглашаться точно не надо. Украина в своих оставшихся границах не будет демилитаризована, денацифицирована. Следовательно, безопасность России обеспечена тоже не будет.
Собственно, так предлагают не размен территорий, а сдаться. Оставлять всё это в таком виде преступно, поскольку иметь под боком «такого полоумного соседа, как Киев», как минимум, неуютно. Эту проблему надо решать раз и навсегда, считает эксперт.
Отдельный вопрос — это Чёрное море. В нынешних условиях обязательно надо отрезать Киев от его акватории. С выходом к нему должны оставаться лишь две страны — Россия и Турция.
Историк Игорь Пыхалов добавил, что все государства действуют исходя из своих интересов и Россия тут не исключение. США отхватили половину Мексики и ничего возвращать не намерены. В подобной ситуации Россия должна занять всю территорию Украины вплоть до границы бывшего Советского Союза.
Что характерно, послевоенная западная граница СССР исторически совпадает с западной границей Древней Руси, а сам Киев являлся центром древнерусской государственности.
По словам специалистов, оставлять кусок страны альянсу и вовсе глупо — оттуда будет десятилетиями идти нескончаемый поток проблем.
«Раз уж Россия ввязалась в драку, надо воспользоваться ситуацией и вести боевые действия до победного конца. Ни одного куска территории Украины НАТО достаться не должно», — заключают они.
По мнению военного политолога, завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрея Кошкина, «Москве такой вариант и даром не нужен, а окончание конфликта будет только на условиях РФ».
к содержанию ↑«Допустить, что кто-то что-то решит за Россию, неприемлемо. Втянули Россию в конфликт с Украиной именно западные страны — Британия и Соединённые Штаты Америки, и уж точно им права принятия решений отдавать нельзя. Эти уже нарешали, создав проблем на век вперёд.
Россия обязана довести СВО до конца и победить», — заключили эксперты.
Новая карта бывшей Украины
Карта Украины после капитуляции режима Зеленского. Инфографика © LIFE
Делить Украину без участия России не получится. По-хорошему должна быть созвана конференция с участием нашей страны, Польши, Румынии, Венгрии и Словакии. Государства должны решить, что будет с денацифицированным государством.
Да, можно сказать, что это будет болезненно, но стоит напомнить, что Германия пережила этот момент. Сейчас Украина может распасться на четыре новых субъекта.
На востоке и юге страны может быть создана Новороссия, которая планировала отделиться ещё в 2014 году. Для этого всё готово. Из западных областей могут создать Галицию, на территории Закарпатской области — Карпатскую Русь.
А центр Украины останется с прежним названием или же перевоплотится в Малороссию. Нужно учесть, что некоторые регионы могут быть переданы в состав сопредельных государств. Например, Черновицкая область имеет возможность войти в состав Румынии, где находилась до 1940 года.
Отдельная история с Закарпатьем. На территории этого региона проживают не только украинцы, но и венгры, и русины. Паспорта Венгрии в большом количестве раздавались в Закарпатской области, что вызвало дипломатический скандал.
Пока Венгрия не обозначила себя в возможном разделе Украины. 14 марта стало известно, что на имя премьер-министра Виктора Орбана было отправлено письмо от венгров с просьбой о защите соотечественников. Кроме того, создаётся оргкомитет по подготовке референдума о выходе из состава Украины.
— Есть некоторые пожелания граждан, чтобы Западную Украину пустить в свободное плавание. Такой вариант жизнеспособный. Области, которые мы называем Малороссией и Новороссией, будут дрейфовать в сторону России однозначно.
Недавно появились сведения, что хотят образовать Закарпатскую Русь. Вариантов распада Украины много, но пока операция не закончена и не созданы временные администрации, неясно, будет Украина единой или федеративной, — отметил военный эксперт Алексей Леонков.
Украина будет вызывать много вопросов, начиная от долгов и заканчивая легитимностью, считает политолог Александр Роджерс. Для России сейчас заключить какой-то договор и уйти бессмысленно, потому что там снова возродится нацизм. По его словам, «есть варианты её поглощения либо создания протектората, подконтрольного России».
Вероятно, какая-то часть отойдёт соседним странам, но это будет зависеть от договорённостей с Москвой.
— Если бы всё шло по первому сценарию, который предполагал взятие российскими войсками военных объектов без сопротивления ВСУ, а нацбаты были бы преданы суду, то должна была быть назначена военно-гражданская администрация с последующими выборами. Существовала бы Украина и дальше, но без нацистов. Сейчас ситуация развивается иначе.
Нацисты организовали серьёзное сопротивление, прикрываясь мирными жителями. Их действия бессмысленны, и они приводят к мысли, что украинство является страшной античеловеческой идеологией, ведущей к большим жертвам. Речь должна идти уже не о денацификации Украины, а о деукраинизации с полным запретом идеологии украинства как античеловеческого явления.
Дальше встаёт вопрос о его ликвидации вместе со всеми символами украинизации как искусственного политического образования, созданного изначально против России. Сейчас всё идёт к тому, чтобы ликвидировать проект «Украина» как историческое недоразумение, опасное для жителей, — заявил директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.
Украина не могла долго существовать в том виде, который она приняла в составе СССР. Адекватные политики говорили, что стране нужна федерализация, чтобы спасти её от распада, но их игнорировали. Сейчас по стране может прокатиться парад суверенитетов, но будет неудивительно, если в Киеве этого не заметят.
к содержанию ↑Три возможных сценария будущего устройства Украины после российской специальной операции
Ситуация на Украине продолжает развиваться и меняться с калейдоскопической быстротой. Но очевидно одно: прежней Украины больше никогда не будет.
И хотя операция по демилитаризации и денацификации незалежной продолжается, но уже сейчас возникает вопрос: что дальше?
к содержанию ↑Не спешите ее хоронить
Петр КУЛИЧЕНКО, независимый политолог
Прогнозы о развале Украины как государства, полном или частичном, кажутся мне чрезмерными. Да, вопрос принадлежности Крыма теперь уж точно закрыт полностью и окончательно, Донбасса — похоже, тоже. А вот что будет с остальной частью, можно пока только предполагать.
При определенных условиях, конечно. Во-первых, после превращения нынешнего унитарного государства в федерацию с широкими правами регионов, вплоть до возможности вето особо важных внешнеполитических решений (как это, кстати, предлагалось в Минских соглашениях).
Каким образом это может произойти? А ничего и придумывать не надо — история полна примеров.
Для начала Зеленский с окружением бежит из страны (например, в Лондон — тем более что британский премьер Борис Джонсон уже предложил для нынешней киевской власти политическое убежище), где создает «правительство в изгнании». Таких «правительств» в прошлом было не одно и не два, сидели они годами в том же Лондоне, издавали никому не нужные указы и рескрипты, пока окончательно не сдувались.
Тем временем в Киеве на переходный период устанавливается подконтрольная Москве власть.
Вариантов может быть несколько. Довольно экзотический: в Киев возвращается Виктор Янукович — он, кстати, остается единственным законно избранным президентом, свергнутым в результате вооруженного переворота.
Или же создается Временный комитет национального спасения (его аналогия в Москве существует уже несколько лет) — во главе, например, с бывшим председателем украинского кабмина Николаем Азаровым, или одним из экс-лидеров проекта «Новороссия» Олегом Царевым, да и другие кандидаты найдутся.
В Москве уже несколько лет действует Комитет спасения Украины во главе с теневым премьер-министром Николаем Азаровым (на фото — на переднем плане). Фото: Сергей БОБЫЛЕВ/ТАСС
А уж потом, через какое-то время — в течение года или двух — проходят выборы, после которых власть передается законно избранным президенту и Верховной раде.
Конечно же, на Западе ни за что не признают такую Украину, называя ее «марионеточной» и предпочитая иметь дело исключительно с эмигрантским правительством Зеленского. Зато страна, пусть и с некоторыми изъятиями, сохранит свою государственность.
При таком раскладе не ясно также, что делать с Западной Украиной, оплотом бандеровщины. После Великой Отечественной войны кровавая борьба с бандподпольем длилась больше 10 лет и не сразу была завершена.
Но это уже дело новой украинской власти и ее новых органов безопасности. Впрочем, нынешний национализм на Западной Украине изрядно ослаб мускулами, местами превратившись в этакий этнографический феномен. Куда опаснее его сорняки, как это ни странно, на Украине Восточной.
Следующая