Как рассчитать прибыль бизнеса — разбираемся в формулах и их значении
Квалифицированный аудитор. Стаж 18 лет член СРО «Содружество», ОРНЗ 22006133280, номер аттестата К021995. Рекомендует использовать аутсорсинг бухгалтерии и кадров Главбух Ассистент.
Как рассчитать прибыль от продаж
Объем продаж и прибыль от продаж показывают, насколько предприятие выполняет поставленные задачи, сохраняется ли смысл продолжать дело или нужны перемены. Разбираемся, как считать и оценивать показатели, на конкретных примерах.
Что такое прибыль от продаж
Задача бизнеса — создание дохода, который покроет инвестиции и производственные издержки, гарантирует выплаты персоналу и акционерам. Хорошо, если при этом останутся средства на развитие и «сухой остаток» предназначенный владельцу. Это возможно только в случае, когда прибыль от продаж выше расходов.
Однако нередки ситуации, когда при малых первоначальных инвестициях так и не удается «отбить» вложения, или при миллионных оборотах фирма внезапно объявляет о банкротстве. Еще чаще возникает ситуация «нулевого выхлопа», когда денег хватает только на поддержание непосредственно работы предприятия: в таких случаях бизнес теряет смысл, т.к. не создает доход, а только загружает предпринимателя текучкой.
Главный показатель эффективного бизнеса — величина прибыли от продаж. Ее не стоит путать с объемом продаж (оборотом), рентабельностью, безубыточностью и другими экономическими понятиями. Чтобы рассчитать уровень прибыли, используют формулу:
Прибыль предприятия = Выручка ‒ Расходы
Важно определять этот индикатор регулярно за фиксированные промежутки времени (год, месяц) так как, кроме расчета показателя как такового, важна динамика изменений. Сравнив данные прошлого и текущего периода, можно определить, улучшает команда свою эффективность или нет.
После сравнения проводят анализ того, за счет чего прибыль от продаж растет: увеличилось количество клиентов, снижена себестоимость сырья или самого процесса продаж, отдельный клиент стал покупать больше или дороже. Еще важнее точно установить причину, если показатель падает.
Как мы уберегли клиента от потери 1,1 млн. рублей
Или кейс о том, чем может обернуться неправильная оптимизация налогов
- Как ИП на ОСНО хотел сменить режим налогообложения
- Что не предусмотрел их бухгалтер
- Как Главбух Ассистент помог клиенту не потерять деньги
Передайте бухгалтерию в Главбух Ассистент, чтобы действительно экономить на налогах.
к содержанию ↑Определяем прибыль от продаж и точку безубыточности
Различают несколько видов прибыли. Первый — валовая. В бухгалтерском балансе ее учитывают в строке 2100 как разность строк 2110 и 2120.
Валовая пр. = Выручка ‒ Себестоимость продукции,
где Выручка = цена продукции (товары или услуги) х количество единиц
т.е. сумма, на которую выставлены счета за продукцию и услуги. При ведении баланса методом начисления (по отгрузке) не важно, оплачены эти услуги или нет, поэтому величина всегда положительна или равна нулю, даже если за проданный товар деньги так и не поступили.
Этот показатель, нужный для расчета прибыли, также называют объемом продаж или оборотом. Часто это понятие путают с доходом, которым называют вообще любые поступления активов, увеличивающих капитал предприятия: сдача в аренду, проценты по депозитам, дивиденды, благотворительные взносы. Все это доход, тогда как выручка — это тоже доход, но поступивший от основного вида деятельности компании.
Теперь нужно понять, из чего складывается себестоимость продукции — денежная оценка того, сколько предприятие потратило на производство и реализацию своих товаров и услуг. Здесь снова кроется подводный камень: можно забыть учесть скрытые расходы.
Пример: Предприятие купило 10 заготовок по 100 рублей. Рабочий сделал из них детали, получил зарплату 100 рублей. Если считать арифметически, то себестоимость — 110 рублей за штуку. На самом же деле, в себестоимость нужно добавить электроэнергию, амортизацию станка, аренду помещения, зарплату того, кто продавал детали клиентам, расходы на логистику, платежи за сертификацию, оплату бухгалтерии на аутсорсе и т.д.
Только посчитав все затраты на единицу произведенного товара и услуги, можно определить себестоимость, которая поможет правильно сформировать цену на конечный продукт. А ещё нужно не забыть про скидки и о том, что часть товара вернут. Таким образом приходим к развернутой формуле валовой прибыли:
Валовая прибыль = (цена продажи единицы продукции ‒ цена всех затрат на производство единицы продукции) х количество единиц ‒ скидки и возвраты
Другой вид прибыли — операционная, отражающая прибыль от главного направления, по которому компания работает. Если у организации есть только основной вид деятельности, то валовая прибыль равна операционной.
Чтобы показать оборот компании в целом, суммируют все источники дохода: прибыль от продаж (т.е. выручку от операционной деятельности), инвестиционный доход, доход от финансовой деятельности — такую прибыль называют доналоговой.
Третий вид прибыли — чистая. Ее рассчитывают по формуле:
Чистая прибыль = Валовая пр. ‒ Налоги и обязательные платежи в бюджет
Из этих денег можно платить дивиденды и развивать компанию, вкладывая средства в производство. Именно этот вид помогает рассчитать точку безубыточности в месяцах:
Точка безубыточности (мес) =(Первоначальные вложения)/(Чистая прибыль в месяц)
Следующая